Советы дефектолога

Пункт коррекционно-педагогической помощи

В ГУО «Средняя школа № 23 г. Витебска» в условиях пункта коррекционно-педагогической помощи (далее - ПКПП) оказывается коррекционно-педагогическая помощь учащимся с особенностями психофизического развития. В ПКПП работает учитель-дефектолог высшей квалификационной категории Славина Татьяна Леонидовна.

График
работы учителя-дефектолога ГУО «Средняя школа № 23 г. Витебска»

на 2-ое полугодие 2020/2021 учебного года

День недели

Время работы

Консультации

понедельник

12.00-12.20
12.40-17.50

11.30-12.00
(1-й понедельник месяца)

вторник

11.10-12.55
13.15-18.20

 

среда

12.00-12.45
13.05-17.55

 

четверг

11.10-12.55
13.15-18.00

 

пятница

12.00-12.20
12.40-17.55

 

Основной целью деятельности ПКПП является оказание коррекционно-педагогической помощи лицам, осваивающим содержание образовательных программ общего среднего образования и имеющим стойкие или временные трудности в их освоении.

Задачами ПКПП являются:

  • изучение особенностей психофизического развития обучающихся с целью определения оптимальных путей оказания им коррекционно-педагогической помощи;
  • формирование общих способностей учебной деятельности с целью выполнения обучающимися требований образовательных стандартов общего среднего образования;
  • формирование позитивной мотивации к учебной деятельности, развитие функций самоконтроля и произвольной регуляции поведения у обучающихся.

Зачисление обучающихся в ПКПП осуществляется приказом руководителя учреждения образования (организации), создавшего пункт, на основании следующих документов:

3 ДЕКАБРЯ - МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ИНВАЛИДОВ

В 1992 году в конце Десятилетия инвалидов Организации Объединенных Наций (1983-1992) Генеральная Ассамблея ООН своей резолюцией 47/3 провозгласила 3 декабря Международным днем инвалидов, с целью продвижения прав инвалидов во всех сферах общественной жизни, а также привлечение внимания широкой общественности к проблемам инвалидов.

В мире более 1 миллиарда человек имеют ту или иную форму инвалидности (это 15% населения мира), более 100 миллионов инвалидов - дети. И все они сталкиваются с физическими, социально-экономическими и поведенческими барьерами, затрудняющими их полномасштабное, эффективное и равноправное участие в жизни общества.

Поэтому проведение 3 декабря Международного дня инвалидов направлено на привлечение внимания к проблемам инвалидов, защиту их достоинства, прав и благополучия, на привлечение внимания общества на преимущества, которые оно получает от участия инвалидов в политической, социальной, экономической и культурной жизни.

Цели, ради которых этот день был провозглашен, - полное и равное соблюдение прав человека и участие инвалидов в жизни общества.

свернуть

Леворукий ребенок в школе

Человечество представлено двумя неравнозначными по численности группами – леворуких и праворуких людей. Сколько на земле левшей точно не знает никто. По имеющимся на этот счет данным, их около 15% населения планеты. В молодом возрасте их больше, а в зрелом и пожилом возрасте меньше (среди 20-летних – 13%, среди 70-летних – менее 1%). Над объяснением существования левшей и правшей учёные спорят уже не одно столетие. Так, ещё в 1860-х годах французский хирург Поль Брока установил взаимосвязь между работой полушарий мозга и активностью рук, сказав, что “полушария мозга и половины тела связаны друг с другом крест-накрест”. Пытались внести свою лепту в объяснение леворукости и генетики. Ученые из университетов Оксфорда, Сент-Эндрюс, Бристоль и Института Макса Планка установили, что доминирование одной из рук связано с группой генов и закладывается уже на этапе эмбрионального развития. Отметим, что это только версии. Согласно одной из них, причины – в генах, согласно другой – во внутриутробных травмах, согласно третьей – в эволюционном преимуществе (удобство при сражениях, охоте и т.п.). Однозначного объяснения причин леворукости ученые не имеют.

Феномен леворукости давно привлекает внимание многих людей – педагогов, психологов, дефектологов, логопедов, физиологов. Не может не волновать эта проблема и родителей “леворуких” детей.

В обществе сложилось неоднозначное отношение к леворукости. Одни считают это серьёзным недостатком, уменьшающим адаптационные возможности ребёнка, для других – это проявление гениальности.

Леворукость – это преимущественное владение левой рукой при выполнении каких-либо действий, обусловленное генетическим доминированием правого полушария. Следует отметить, что мозг человека не симметричен, одно полушарие (правое или левое) является ведущим, главным, или доминантным, а другое полушарие – подчиненным, или субдоминантным. Доминирующим полушарием считается то, в коре которого находится речевой центр. У правшей доминантным является левое полушарие. А доминирование правого полушария предопределяет левшество.

Беспокойство и гиперактивность почти всегда “выдают” будущего левшу ещё в раннем возрасте. Для маленького левши характерен особый тип поведения – он не может усидеть на маминых руках. Попав в новое помещение, он начинает тщательно обследовать все вокруг, рассматривая содержимое шкафчиков, коробочек и т.д. Это объясняется тем, что у большинства левшей более развита зрительная оценка информации, они в первую очередь реагируют на внешний вид предмета (форму, цвет), словесного описания для них часто бывает недостаточно. Именно преобладанием зрительных впечатлений над слуховыми и объясняется замедленное усвоение новой информации, что обусловливает необходимость ее многократного повторения.

В зависимости от причины возникновения леворукости всех левшей условно можно разделить на группы:

- генетические;

- патологические;

- вынужденные.

Чаще всего встречается генетическое левшество. До настоящего времени точно неизвестны механизмы передачи этого признака, но установлено, что, если один из родителей левша, вероятность появления леворукого ребенка составляет 17%, а если оба родители левши, то вероятность достигает уже 46%. Генетические (наследственные) левши в жизни наиболее успешны, т.к. их леворукость не связана с нарушениями мозговой деятельности. При обучении они, как правило, не имеют проблем и легко могут быть переучены с левой руки на правую. После переучивания они могут показать хорошие результаты не только по письму, но и по другим предметам. Такое переучивание возможно (благодаря сохранному здоровому мозгу ребенка), но крайне нежелательно.

Патологическое левшество связано с поражением мозга, нарушением деятельности одного из полушарий, чаще всего левого. У таких детей могут наблюдаться отклонения в развитии речи, моторики, они часто испытывают трудности при обучении чтению и письму. Генетически они являются правшами, но из-за различных повреждений левого или обоих полушарий в дородовом периоде или во время родов, они становятся леворукими и используют для письма и других действий левую руку. Очень часто у них нарушены зрительно-пространственные ориентировки, они путают левую и правую стороны собственного тела.

Именно этих детей категорически нельзя переучивать на правую руку. Ведь правая рука связана с деятельностью противоположного левого полушария, которое было поражено на ранних этапах развития ребенка и не сформировалось должным образом в течение дошкольного периода. В медицинской карте таких детей обычно можно найти записи о наличии у матери патологии беременности и родов. Этим детям в возрасте до одного года часто ставят диагноз – ПЭП (перинатальная энцефалопатия), который обычно скоро снимается, но, как правило, в более позднем возрасте его заменяет другой – ММД (минимальная мозговая дисфункция). Любой из перечисленных факторов может быть причиной не только леворукости, но и нарушений нервно-психического развития, а в дальнейшем трудностей обучения. Родители должны быть готовы к тому, что имеющий патологическую леворукость ребенок будет испытывать трудности на протяжении всего периода начального обучения.

У вынужденных левшей выбор ведущей руки обычно связан с утратой или травмой правой руки, когда активно начинает использоваться только левая рука, чтобы уберечь травмированную правую руку. Иногда вынужденное левшество может быть и результатом подражания родным и близким.

Одной из самых острых проблем леворукости является насильственное переучивание. Сложилась негласная педагогическая тактика переучивания леворукого ребенка для выполнения всех видов деятельности правой рукой. По мнению нейропсихолога, профессора МГППУ А.В. Семенович, “переучивание в том возрасте, когда двигательные процессы являются определяющими в психическом развитии ребенка, приводит к торможению всех высших психических функций, в том числе и речи”. Переучивание является фактором риска, потому что вызывает нарушение баланса взаимодействия полушарий мозга и травмирует личность ребенка. В этом случае необходимо ставить задачу не переучить левшу на правшу, а сконцентрировать внимание на достижении физического и психического совершенства.

Важно осознать, что все дети – и левши, и правши – очень разные и у каждого из них свой путь развития. Ребенок-левша не похож на других детей. И в этой непохожести заключена великая тайна его уникальных способностей и возможностей. Задача взрослых – помочь ребенку найти свое место в мире.

Проблемы леворуких детей связаны не только с особенностями проявления их психики, но и с деятельностью мозга, который состоит из двух полушарий.

Правое полушарие называют эмоциональным. Оно отвечает за образное мышление, восприятие искусства, интуицию, воображение, творчество, помогает приспосабливаться к переменам. Оно управляет левой половиной тела.

Левое полушарие называют рационально-логическим. Оно контролирует речь, способность к письму и чтению, а также отвечает за логическое, аналитическое, абстрактное мышление, основанное на словах, а не на образах. Оно управляет правой половиной тела.

Ведущая левая рука, как правило, является показателем большей активности правого полушария. Поэтому, заставляя левшу работать правой рукой, мы пытаемся переделать биологическую природу ребенка.

Очень важно, как можно раньше, определить ведущую руку ребенка. Родителям следует проанализировать течение беременности, родов, специфику раннего развития ребенка и с помощью специальных тестов установить степень леворукости.

Эти тесты состоят из 20 проб. Все пробы делятся на 2 группы.

Первая группа – “основные пробы”. В нее входят действия, которые практически всегда находятся под контролем родителей (например, любая мама обращает внимание на то, в какой руке ребенок держит ложку, карандаш, ручку, ножницы).

Вторая группа – “неосновные пробы”. В нее входят действия, на выполнение которых родители часто не обращают внимания (например, какой рукой ребенок поднимает карандаш с пола, машет на прощание, разматывает нитки и т.д.).

Перед ребенком на столе поочередно выкладывают предметы, с помощью которых он должен выполнять предложенное задание. Взрослый должен сесть напротив ребенка и перед предъявлением проб сообщить, что он хочет посмотреть как быстро и как точно ребенок будет работать. В ходе выполнения теста взрослый не должен давать образец выполнения той или иной пробы. Также следует иметь в виду, чтобы ребенок не догадался о цели выполнения задания (узнать, какой именно рукой он будет выполнять задание).

Пробы для определения ведущей руки

Основные

Неосновные

Какой рукой ребенок

ест?

раздает лото?

пишет?

нанизывает бисер?

рисует?

разматывает нитку?

держит чашку?

раскручивает ручку?

режет ножницами?

наливает воду в узкое горлышко?

расчесывается?

сметает крошки со стола?

чистит зубы?

аплодирует (какая рука сверху)?

бросает мяч?

вставляет нитку в иголку?

стирает ластиком?

машет рукой на прощание?

держит молоток?

поднимает предмет со стола?

 

Если ребенок выполняет левой рукой 15 и более проб, то у него диагностируется выраженная леворукость; от 11 до 15 – слабая леворукость. Если же 10 проб выполняется левой рукой и 10 проб правой рукой, то это так называемая амбидекстрия (равное развитие функций обеих рук, выражающееся в способности выполнять двигательные действия правой и левой рукой с одинаковой скоростью и эффективностью).

При переученной леворукости большую часть основных проб ребенок будет выполнять правой рукой, а неосновные пробы – левой рукой.

Если чаще используется правая рука, то это говорит о праворукости, которая тоже может быть как слабой, так и выраженной.

Если у леворукого ребенка были какие-нибудь нарушения развития в раннем возрасте, то следует обязательно обратиться за советом к специалистам (нейропсихологу или логопеду), которые помогут выявить причины нарушения и разработать программу коррекции нарушенных функций. Именно они смогут ответить на вопрос, отдавать ли шестилетнего ребенка в школу или подождать еще один год.

Это особенно важно, так как леворукость – важнейшая особенность ребенка, влияющая на процесс его обучения и воспитания. Несмотря на то что перед сегодняшней школой стоит задача максимального учета индивидуальных свойств личности ребенка, находятся педагоги, которые при построении обучения ориентируются исключительно на хорошо отработанную модель обучения праворуких детей. В этой модели используются в основном вербальные методы обучения (объяснение, рассказ, беседа), почти весь учебный материал дается в устно-речевой форме. Для левшей названные словесные методы малоэффективны.

При организации обучения леворуких детей педагогам и родителям чрезвычайно важно учитывать следующие рекомендации:

- леворуким детям необходимы дополнительные зрительные опоры (слова-образы для запоминания словарных слов, линейки при обучении счету и т.д.);

- таких детей нельзя торопить, так как с ускорением темпа увеличивается количество ошибок и усиливается нервно-психическое напряжение;

- их нельзя перегружать упражнениями тренировочного характера, переписыванием текстов (лучше предложить вставить пропущенные буквы, дописать окончания и т.д.);

- в связи с тем, что письмо вызывает более сильное напряжение кисти руки, дети медленнее выполняют письменные задания;

- также не следует настаивать и на том, чтобы ребенок наклонял тетрадь вправо (известно, что 86% леворуких предпочитают, чтобы тетрадь лежала прямо);

Со стороны познавательной сферы у леворуких детей часто наблюдаются:

- снижение способности зрительно-двигательной координации (ребенок плохо срисовывает графические изображения, путает их последовательность, ему трудно держать ручку, у него плохой почерк, он с трудом удерживает строчку при письме и чтении);

- недостаточное пространственное восприятие и снижение зрительной памяти (искажает формы и пропорции фигур при графическом изображении, пропускает и переставляет буквы при письме, отмечается зеркальное письмо, путает на письме близкие по конфигурации буквы П-Т, М-Н, путает левую и правую стороны, расположение предметов в пространстве под-над, из-за);

- особый способ переработки информации, аналитический стиль познания (им характерна поэтапная работа с материалом, раскладывание его по полочкам “на основании такого подробного анализа и строится целостное представление объекта”, что и объясняет медлительность леворуких детей);

- слабость внимания, трудности переключения и концентрации;

- нарушение речи, ошибки звуко-буквенного анализа.

Перечисленные особенности непосредственным образом влияют на успешность овладения учебными навыками, прежде всего письмом (реже чтением), а также нередко провоцируют формирование таких качеств личности, как эмоциональная чувствительность, повышенная ранимость, тревожность, обидчивость, раздражительность.

Вхождение в школьную жизнь у левшей может происходить значительно медленнее и более трудно, чем у сверстников. Поэтому леворукие первоклассники требуют пристального внимания со стороны родителей, учителей и специалистов.

Постановка техники письма у левшей тоже имеет специфичный характер.

Для них одинаково неудобно как правонаклонное, так и левонаклонное письмо, т.к. при письме он будет загораживать себе строку рабочей рукой.

Ставить руку надо так, чтобы строка была открыта, им удобнее правонаклонный разворот тетради и прямое безнаклонное письмо.

Способ держания ручки может быть различным (обычным, как у правшей, или инвертированным, когда рука расположена над строчкой и изогнута в виде крючка). При овладении письмом леворукий ребенок должен выбрать для себя тот вариант начертания букв, который ему удобен. Требовать от левшей безотрывного письма противопоказано.

В классе рекомендуется сажать леворуких детей так, чтобы окно было слева. В таком положении ребенок не мешает соседу, его рабочее место имеет достаточную освещенность и он чувствует себя уверенно и комфортно.

Парта ребенка должна быть размещена так, чтобы информационное поле совмещалось с ведущим глазом, т.е. если ведущим является левый глаз, то классная доска и рабочее место учителя должны находится в левом зрительном поле ученика.

Рекомендовано пользоваться специальными предметами и принадлежностями для левшей (ручки, ножницы, линейки и т.д.).

Многие леворукие дети начинают читать текст справа-налево. Приучить ребенка читать правильно можно, помечая начало страницы и первую букву цветными карандашами.

И в заключение родителям хотелось бы дать советы.

  1. Не говорите ребенку, что левая рука – это плохо. Он не должен чувствовать ваше негативное отношение к его леворукости.
  2. Не пытайтесь насильно его переучивать. Это может привести к задержке в развитии. Не настаивайте, чтобы ребенок все делал только определенной рукой. Он может рисовать правой рукой, а писать и кушать – левой.
  3. Берегите ребенка-левшу от больших нервных нагрузок. Организуйте ему рациональный режим дня, без перегрузок. Ребенок прежде всего должен быть здоров. У здорового ребенка все получится.
  4. Никогда не ругайте ребенка за неудачи, связанные с плохой моторикой, его неловкостью, неуклюжестью или неумелостью. Не забывайте, что он эмоционален и раним, поэтому ругать его не только вредно, но и бесполезно (он потеряет всякий интерес к учебе). Чаще хвалите его, даже за маленькие достижения. Это придаст ему силы и уверенность в себе.
  5. Выполняйте с ним специальные упражнения, развивающие зрительное восприятие и зрительно-моторную координацию рук и глаз. Занимайтесь с ним лепкой, вышивайте, рисуйте.
  6. Используйте игры и игровые упражнения, направленные на взаимодействие полушарий головного мозга (кинезиологические упражнения).
  7. Не сравнивайте вашего ребенка с другими детьми (правшами и левшами). Не ждите от него таких же успехов, как у других детей, он не такой, как они и в этом его достоинство, а не недостаток. Если очень захочется сравнить, то сравнивайте его только с самим собой. “Сегодня ты выполнил работу лучше, чем вчера, молодец!”
  8. Учитесь вместе со своим ребенком-левшой. Объединитесь с ним против трудностей, станьте ему другом и союзником, а не обвинителем или противником.
  9. Помните сами и говорите ребенку, что среди левшей очень много одаренных и великих людей: В.А. Моцарт, А.С. Пушкин, Наполеон, Ю.Цезарь, П.Пикассо, Л.Н. Толстой, А. Эйнштейн, Ч. Чаплин, Аристотель, А. Македонский, М. Твен, И. Ньютон, Леонардо да Винчи и др. Среди известных нам современников левшами являются: Рональд Рейган, Билл Клинтон, Ринго Стар, Пол Маккартни, Брюс Уиллис.

Кроме того, 13 августа является международным днем левши.

свернуть

Родителям о заикании

Заикание — что это такое?

Наверное, не найдется человека, который бы не встречал в своей жизни заикающегося. Все знают, что заикающиеся запи­наются, застревают на отдельных звуках, словах, мучительно переживая неспособность высказаться. Это внешняя сторона заикания. А что внутри? Почему возникает недуг, который не­редко меняет судьбу человека? Ведь из-за заикания некоторые люди не решаются осуществить свои мечты, «откликнуться» на призвание, не осмеливаются объясниться в любви. Иначе го­воря, нарушение речи у заикающегося приводит к развитию комплекса неполноценности.

Так почему же все-таки дети начинают заикаться? Именно дети, потому что в подавляющем большинстве случаев заика­ние возникает в возрасте от двух, максимум до 6—7 лет.

Нет единства во взглядах на причины и сущность заи­кания. Наиболее распространено мнение, что заикание — это невроз. Его даже называют часто логоневрозом. Основным фактором, вызывающим его, наиболее часто считают испуг. И действительно, родители заикающихся, да и они сами сооб­щают, что запинки возникли у них непосредственно после испуга. При этом чаще всего источником испуга являются собаки. Пугаются дети и других животных, например, коров, коз. Затем — пьяных, драк взрослых, особенно родителей, страшных сказочных персонажей, грозы и — злых воспитате­лей, которые пугают страшными наказаниями, а иногда и вы­полняют свои угрозы.

Да, испуг, несомненно, часто присутствует в возникно­вении заикания. Но... Вот тут-то всплывает это коварное «но». Сколько детей пугается чего-нибудь, да еще как, а заикаются далеко не все. Это же замечание справедливо и для заикания, которое появляется поводом к подражанию. Сколько детей на­ходится рядом с заикающимся, а начинают заикаться далеко не все. Так что для того, чтобы появилось заикание, одного ис­пуга недостаточно. Нужно, чтобы у ребенка были какие-то особенности нервной системы, создающие предрасположен­ность к заиканию.

Для того, чтобы объяснить, что это за особенности, следует разобраться в том, что же такое само заикание.

 

Как выглядит заикание

В настоящее время заикание определяется как нарушение плавности и ритма речи. При заикании органы артикуляции движутся со сбоями, дыхание становится коротким, на­пряженным, сбитым, голос также напряжен, отсутствует со­гласованность в работе артикуляции, дыхания и голоса.

У одних детей запинки в большей степени сосредоточены в губах, языке, у других — в голосовом аппарате, гортани, у третьих — в дыхательном отделе. У части детей запинки охва­тывают все эти отделы приблизительно в одинаковой степени.

Сами запинки, которые иногда называют судорогами, бывают двух видов: клонические и тонические.

Клонические запинки проявляются в многократном повторении какого-либо звука или слога, чаще всего в начале слова, например, «п-п-п-папа» или «па-па-па-папа».

Тонические запинки проявляются в длительном напря­жении мышц на каком-либо звуке или слоге. Речи в это время нет, но мимика напряженная (особая гримаса на лице), часто покраснение кожи лица, надувание жилок на шее. Например, «п...папа». Тонические запинки могут выступать в виде напря­женного протягивания гласных звуков или добавления глас­ных в начале слова, например, «Ааа...ня» или «Ааа...кошка».

Некоторые дети, пытаясь преодолеть запинку, начинают топать ногой, хлопать по бедру рукой, причмокивать, то есть у них появляются сопутствующие движения. В начале эти движения как будто бы помогают, но очень быстро переходят во вредную привычку и, не облегчая больше речь, делают за­икание еще более тяжелым.

Различным может быть и начало заикания. В одних случа­ях запинки появляются сразу, как гром среди ясного неба. В других — заикание развивается постепенно. Сначала ребенок останавливается, «спотыкается», протягивает гласные, как будто случайно. Ученые еще не полностью проанализировали значение того, как возникает заикание для особенностей и прогноза его лечения. Однако несомненно этот фактор являет­ся важным. Родители должны обратить внимание и запомнить, как начиналось заикание. Даже при малейших сомнениях (за­икание ли это) необходимо обратиться к специалистам.

 

Берегите детей

Что же мешает органам речи двигаться плавно, ритмично, согласованно? Великий русский физиолог И.А. Павлов считал, что испуг или другое чрезвычайное событие вызывает возбуж­дение в определенной области мозга, которое приобретает за­стойный характер и препятствует свободному прохождению нервных импульсов. В настоящее время делаются попытки уточнения этой теории, которая объясняет, что такое застой­ное возбуждение появляется не у всех детей, а только у тех, у которых есть врожденные особенности мозгового устройства речевой функции. К ним могут относиться: слабость речевых зон, расположенных в левом и правом полушариях мозга, а также такое явление, как левшество. Преобладание активнос­ти левой руки над правой указывает на то, что у детей активное правое полушарие мозга, и свидетельствует о преобладании, условно говоря, образного мышления над, опять же условно говоря, логическим. Это в свою очередь возбуждает области мозга, связанные с эмоциями. Повышенная же эмоциональ­ность приводит к обостренной реакции на воздействия внеш­него мира. Таким образом, оказывается, что дети-левши имеют предрасположенность к нервным срывам и, в частности, к заи­канию. Нужно помнить, что особо опасным является период жизни от 1,5 до 6—7 лет. Если в это время не будет серьезных провокаций — испуга, тяжелых болезней, семейных драм и прочее, то нервный срыв может и не произойти.

Интересно, что мальчиков среди заикающихся в 3 раза больше, чем девочек, что говорит в пользу теории о значении для заикания левшества. У мальчиков правое полушарие, свя­занное с левой рукой, более слабое от природы, менее трени­рованное, ведь мальчики в целом менее эмоциональны и силь­ные переживания переносят тяжелее девочек, для которых эмоциональные вспышки привычней. Так что мужчины тут менее выносливы по природе. Правда, это не исключает того, что отдельные мужчины могут быть эмоционально выносли­вей женщин.

Заикание, о котором шла речь выше, то есть возникшее на основе слабости нервной деятельности, без «поломки», без ги­бели самих клеток мозга, называют невротическим, функци­ональным или логоневрозом. Но есть еще и другие виды за­икания, возникающие в результате органического поражения нервной системы, то есть вследствие гибели мозговых клеток, как правило, не в коре, а в глубине мозга. Это объясняет то, что интеллект у заикающихся детей не страдает. Органиче­ские симптомы могут быть выражены очень слабо, но, тем не менее, обследование ребенка неврологом, психоневрологом нередко выявляет эту органическую симптоматику в виде па­тологических рефлексов, наличия гидроцефалии (увеличе­ния количества жидкости в мозге), судорожной готовности (склонности к тикам, судорогам) и прочее. Заикание в этих случа­ях- лишь одно из проявлений заболевания центральной нервной системы. Оно носит достаточно стабильный харак­тер, то есть степень его тяжести примерно одинакова в разных ситуациях общения: и дома, и в гостях, и при выступлении на сцене, и по телефону.

При функциональном же заикании речь у ребенка мо­жет быть то совсем нормальной, то вдруг наступает резкое ухудшение. Особенно тяжелое состояние возникает при воз­буждении, эмоциональных нагрузках. В возрасте, когда ребе­нок начинает осознавать себя как личность, как правило, возникает страх речи. Он усиливает волнения, связанные с речью, и они еще более ухудшают ее. Образуется порочный круг: возбуждение вызывает заикание, заикание усугубляет склонность к возбуждению.

У заикающихся детей часто бывают симптомы нарушения вегетативной нервной системы: потение ладоней, учащенное сердцебиение (тахикардия), покраснение кожных покровов. Как невротическое, так и органическое заикание невоз­можно преодолеть без лечения нервной системы в целом. В каждом конкретном случае способ лечения требует учета индивидуальных особенностей заболевания и характера ре­бенка.

Помимо обучения «технике» речи, в частности, речевому ритму, необходимо «привести в порядок» личность за­икающегося, хотя бы в возможных рамках. Прежде всего, усилия здесь должны быть направлены на устранение комп­лекса неполноценности (если он уже появился), на форми­рование веры в свои силы, на убеждение в том, что заика­ние это не крах жизненных планов, а преодолимая прегра­да на пути к их осуществлению. Особенно тяжелы эти состояния у подростков, что объясняется целым рядом при­чин. Следует выработать адекватное отношение заикающего­ся к своему речевому дефекту, чтобы он не «приписывал» ок­ружающим то отношение к себе, которого у них обычно нет. Необходимо убедить заикающегося в истинном масштабе по­мех, которые несет в себе заикание.

Маленький ребенок, к счастью, еще не осознает всех этих моментов, у него еще нет деформации личности, но заикание тем не менее, нервирует его, мешает высказаться. Кроме того, нередко он чувствует беспокойство, волнение по этому поводу взрослых, и пока еще бессознательно заостряет вни­мание на отрицательных моментах речевого общения. Затем это запавшее в память отрицательное семечко дает ростки будущего страха речи, дискомфорта речевого общения. Следова­тельно, не только взрослый, но и ребенок нуждается в мерах по профилактике искажений личности, предотвращению образования невротических комплексов.

Кроме того, работа по устранению заикания требует лечения всех болезней, которыми страдает заикающийся, так как любая из них может вызвать обострение степени вы­раженности заикания. В связи с неоднородностью проявлений заикания его лечение должно носить комплексный характер. Это необходимое условие достижения ощутимого успеха.

 

Кто лечит заикание

К сожалению, далеко не всегда удается организовать весь комплекс лечебных мероприятий, необходимых при заикании, однако стремиться к этому необходимо.

Какие же специалисты должны лечить заикание?

Врачи-психоневрологи, которые назначают необходимые лекарства, исходя из состояния нервной системы.

Врачи-психотерапевты, которые используют разные виды психотерапии, включая гипноз, аутотренинг, другие приемы воздействия.

Иглотерапевты, воздействуя на специальные точки (нерв­ные узлы), снимают нервное напряжение.

Психологи, изучая личность заикающегося, выявляют сла­бые стороны его характера и помогают ему исправить их. Пси­хологи учат заикающегося общаться в разных жизненных си­туациях, а также помогают ему выразить себя эмоционально, творчески — в музыке, живописи, игре на сцене и пр.

Логопеды учат правильно дышать во время речи, пользо­ваться голосом, легко артикулировать, говорить плавно и рит­мично. Распространено мнение, что у заикающихся есть осо­бенно трудные звуки, что они больше заикаются, например, на звуке «П», чем на «С». Но это неверно. Трудны не сами звуки. Заикающихся подводит ожидание неудачи при произнесении какого-либо звука, что и приводит к появлению запинок. Поэтому задача логопеда — не исправить произношение этих звуков, а доказать, что произносить их так же легко, как и все другие.

Инструкторы по лечебной физкультуре (ЛФК) заботятся об оздоровлении ребенка: закаливание, массаж, физкультура. Это, во-первых, укрепляет организм, во-вторых, способствуют выработке у ребенка необходимой координации и способнос­ти двигаться ритмично.

Следует подчеркнуть, что хотя каждый специалист вносит очень важную лепту в лечение заикания, ни один из них не сможет устранить его самостоятельно. Поэтому врачи, психо­логи или логопеды, которые гарантируют, что вылечат заика­ние, работая в одиночку, как правило, не выполняют своих обещаний. К сожалению, даже комплексный метод не всегда приводит к полному излечению. Таково положение дел с за­иканием не только в нашей стране, но и вообще в мире. Это связано с недостаточной изученностью этого недуга. Заикание — рецидивирующее заболевание. Оно часто сопровождается обострениями и внезапными возвратами болезни после, каза­лось бы, ее полного вылечивания.

На речь заикающегося влияет все: и психическое и фи­зическое состояние организма. Иными словами, не только заболевания или слабость центральной нервной системы яв­ляются врагами заикающегося, но и практически любые бо­лезни. Они ослабляют организм и могут «сбивать» речевые зоны мозга с режима работы. Так что здоровьем заикающегося надо заниматься со всех сторон.

Логопедическая работа при заикании наиболее прямо, прицельно связана с речью. Наиболее удобно ее осуществлять в специализированных детских учреждениях, где имеются и другие специалисты. В этом случае возможны согласованные действия, подчиненные одной идее. Пятидневное пребывание ребенка в таком учреждении оптимально, поскольку в этом случае он попадает в другую, не домашнюю среду, которая, сменяя привычную, сама по себе «гасит» патологическую при­вычку запинаться.

Чтобы закрепить положительный эффект, достигнутый за неделю, в выходные дни необходимо создать дома спокойную, щадящую обстановку. Это нелегко, но что делать!

Таким образом, заикание — это серьезное нарушение речи. К нему нельзя относиться легкомысленно. При заикании лечение нужно начинать немедленно.

Как лечить, как учить — дело специалистов. Но и от роди­телей зависит многое. Ниже прилагается памятка для родите­лей, ориентирующая их в том, что они должны предпринять, если их ребенок заикается.

Совместные усилия специалистов и родителей обязатель­но помогут справиться с проблемой выработки у ребенка плав­ной, красивой речи.

свернуть

2 апреля - Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма

2 апреля - Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма (World Autism Awareness Day), установленный резолюцией Генеральной ассамблеи ООН от 21.01.2008. ООН выразила глубокую обеспокоенность растущей численностью детей, страдающих аутизмом, во всех регионах мира, что имеет громадные последствия для детей, их семей и общества в целом с вытекающими отсюда проблемами в области развития. Ассамблея рекомендовала государствам-членам принимать меры для повышения информированности всех слоев общества, в том числе на уровне семей, о проблемах детей, страдающих аутизмом. Привлечение международного внимания к этой проблеме имеет огромное значение для преодоления стигматизации, неосведомленности и неадекватности национальных структур поддержки.

По оценкам экспертов, например крупнейшая в США научная организация Autism Speaks утверждает, что сегодня в мире более 67 миллионов людей страдают аутизмом, в том числе примерно на 100 детей приходится один аутенок и эта статистика угрожающе растет. Для лечения таких детей должны использоваться программы психологической коррекции, разработанные на национальном уровне. В резолюции Генеральной Ассамблеи также отмечается, что раннее диагностирование, надлежащее обследование и соответствующая терапия имеют жизненно важное значение для развития аутичных детей с тем, чтобы они смогли стать полноправными членами общества, гражданами своей страны и членами глобального сообщества. Современные исследования показывают, что раннее вмешательство может помочь людям с признаками аутизма добиваться значительного совершенствования своих способностей. Настало время потрудиться над тем, чтобы сделать общество более инклюзивным.

Цель этой даты - подчеркнуть необходимость помогать людям, страдающим аутизмом. Предполагается, специализированные государственные и общественные организации должны посвящать распространению информацию об этом заболевании - например, проводить лекции или выпускать буклеты. В этот день во всем мире по телевидению показывают ролики социальной рекламы, проводятся конференции по аутизму, на которых специалисты и родители аутичных детей имеют возможность рассказать обществу об аутизме как о глобальной проблеме. В день распространения информации об аутизме по всему миру зажигаются синие огни. Синим светом подсвечиваются здания, памятники, мосты и другие постройки в разных городах. Много семей по всему миру вечером погасят свет и зажгут синие фонари у себя дома.

«Мы зажигаем синие фонари, чтобы пролить свет на аутизм и привлечь внимание к проблемам детей с этой болезнью».

Что такое аутизм: тяжелый недуг, «Чума XXI века» или все-таки особенность психического развития человека? Название болезни происходит от греческого слова autos — сам. То есть аутенок находиться сам в себе, отгорожен от окружающего мира стеной, оторван от реальности и не может адекватно на нее реагировать. Отсюда и расстройства речи, моторики, стереотипность деятельности и поведения, приводящие таких детей к социальной дезадаптации.

Каковы причины аутизма? Некоторые предполагают, что это происходит в результате хромосомных перестроек, другие выясняют, не лежат ли причины в сопутствующих заболеваниях или окружении ребенка. Многие родители считают, что аутизм вызывают детские вакцины.

Кто подвержен аутизму? Аутизм встречается у людей всех национальностей, культур, религий и социального происхождения.

Кто такие аутисты, в каком мире они живут, и почему большинство аутистов – мальчики? Точного ответа на эти вопросы до сих пор нет.

Аутизм – заболевание более распространенное, чем многие думают. Еще 30 лет назад 1-2 случая аутизма приходились на 10000 человек, сейчас детей с аутизмом рождается 1 на 90-100 человек. Ученые всего мира бьют тревогу – это больше, чем детей с диабетом, онкологией и синдромом Дауна вместе взятых.

Большинство людей и не слышали, что означает этот термин. Когда родители узнают, что у ребенка аутизм, зачастую многие не знают, как его преодолеть. У них нет понимания, что необходимо сразу начинать работу по преодолению проблем в поведении и развитии у ребенка, вызванных аутизмом. Зачастую такие проявления списывают на возрастные особенности, либо неправильно диагностируют и ставят совершенно противоположный диагноз. Но аутизм это сложное состояние, как правило, сочетающее в себе несколько самостоятельных нарушений. Редко встретишь ребенка, у которого наблюдаются лишь отдельные симптомы раннего детского аутизма (РДА). Как правило, на практике встречаются дети, у которых наблюдаются сочетанные нарушения. Не существует «типичного аутиста» - каждый случай аутизма уникален. У таких людей наблюдается множество различных проявлений аутизма, от легких до тяжелых.

У таких детей может отсутствовать речь совсем, или же они могут часами повторять любимую фразу, цитировать мультфильмы и стихи. Часто они боятся и избегают изменений. Им страшно смотреть в глаза собеседнику, тяжело находиться в местах большого скопления людей, резкие звуки и яркий свет вызывают у них острую боль. Они родились в нашем мире, но они не приспособлены к нему. От страха перед внешним миром они могут кричать, махать руками, падать на землю и бежать, куда глаза глядят, пугая окружающих своим поведением. Они ведут себя так не потому, что они невоспитанные. Пожалуйста, проявите терпимость, отнеситесь к ним с пониманием.

Долгое время эта загадочная болезнь считалась неизлечимой. Однако уже сейчас в мире есть немало примеров успешного преодоления диагноза. В большинстве случаев это заслуга ранней диагностики, биомедицинского лечения и упорных занятий с ребенком по системе психолого-педагогической коррекции по 30-40 часов в неделю. Благодаря этому сотни семей получили надежду на исцеление и полноценную жизнь. Аутичные расстройства очень хорошо поддаются коррекции при правильно организованной и своевременно начатой терапии. Самые значительные успехи наблюдаются при раннем (до 3-х лет) установлении диагноза и начале реабилитации ребёнка. Чем дольше дети с аутизмом остаются без помощи, тем сложнее до них достучаться, чем раньше начать обучение – тем ребенок будет успешнее в жизни. Аутисты – талантливые и одаренные люди, среди них много потенциальных гениев, но реализованных – единицы.

Самое главное в общении с аутятами - любовь. Не нужно бояться проявлять к детям-аутистам свои чувства - любовь и понимание не могут им помешать. Но нужно быть готовым к тому, что ребенок не всегда ответит так, как хотелось бы. Нужно быть готовым к непредвиденным обстоятельствам и разнообразным трудностям. Детей с аутизмом не нужно жалеть, им нужно помочь научиться жить в обществе и быть полезным ему. Они просто другие, но им тоже нужно дать шанс любить, мыслить, учиться, мечтать.

Им нужна наша помощь, понимание и терпимость. И если вы увидите ребёнка, орущего и катающегося по полу в супермаркете, подумайте, что он на самом деле вовсе не избалован родителями, а оглушён и напуган навалившимися на него ощущениями. Или, может быть, это единственный доступный ему способ выразить свой протест, достучаться до нас из его реальности. А его маме, в этот момент пытающейся помочь своему ребёнку, совсем не нужны замечания или неуместное внимание окружающих. Всё, что ей нужно - это просто понимание, а иногда - элементарная физическая помощь: вовремя поддержанная дверь или поданная сумка. Задача нашего общества – протянуть руку помощи особым детям и помочь им адаптироваться в нашем мире!

свернуть

Артикуляционная гимнастика

Очень часто учащиеся младшего школьного возраста испытывают трудности в овладении родной речью, хотя в целом их психическое развитие идёт нормально. Как правило, таким учащимся требуются специальные занятия по звукопроизношению. Почему же важно вовремя научить ребенка правильно произносить все звуки родного языка? От четкой и внятной дикции зависит полноценное общение ребенка со сверстниками и взрослыми, успешное овладение грамотой, а в дальнейшем, отсутствие проблем в усвоении школьной программы. Такие трудности в произношении часто влияют на самооценку ребенка и его положение в детском коллективе. Плохо говорящие дети постепенно начинают осознавать свой недостаток, иногда становятся молчаливыми, застенчивыми, необщительными. Хорошо, если ребенок занимается с учителем-дефектологом, но иногда, достаточно бывает проконсультироваться со специалистом и позаниматься с ребенком самостоятельно.

Подготовить ребёнка к овладению звуками речи помогут специальные (артикуляционные) упражнения. Они необходимы для усвоения и закрепления определенных положений губ и языка, которые различны, в зависимости от произношения того или иного звука.

Проводить упражнения нужно систематически, только тогда будет достигнут нужный эффект.

Разнообразить занятия помогут картинки, детские стихотворения. Можно придумать много игр, чтобы у ребёнка не угасал интерес к занятиям.

 

«Лягушечка» - «Хоботок»

Растянуть губы в улыбке и показать, какой широкий рот у лягушки. Затем вытянуть губы вперед, трубочкой – получится хоботок, как у слонёнка.

 «Заборчик»

Раскрыть губы и показать сомкнутые зубы. Вот такой заборчик!

«Лопаточка» - «Иголочка»

Открыть рот и положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Затем сделать язык узким, показать острую иголочку.

«Качели»

Открыть рот и острым кончиком языка потянуться сначала к носу, а потом к подбородку, затем опять к носу, а потом снова к подбородку. Так качаются качели.

«Часики»

Приоткрыть рот, губы растянуть в улыбке и кончиком узкого языка попеременно тянуться в разные уголки рта, изображая маятник часов.

«Горка»

Открыть рот, спрятать кончик языка за нижние зубы, а спинку языка поднять вверх. Показать крутую горку.

«Чашечка» 

Открыть широко рот, высунуть язык. Кончик и боковые края языка приподнять: получится чашечка.

«Вкусное варенье» 

Рот открыть. Языком облизать верхнюю губу. Выполняя движение сверху -вниз.

«Лошадка» 

Открыть рот, поднять язык к небу и щелкнуть им. Показать как цокает лошадка.

«Грибок» 

Открыть рот. Присосать широкий язык к небу. Спинка языка – это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка.

«Барабан»

Открыть рот. Поднять язык к «бугоркам» за верхними зубами. Удерживая такое положение, произносить: «Д-д-д-д».

«Чистим зубки»

Открыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубки, выполняя движение снизу-вверх.

свернуть