План проведения родительского университета

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ
РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
 «Мой ребенок – младший школьник»
для родителей учащихся I-IV классов 

Тема занятий,

перечень изучаемых вопросов

Сроки

проведения

Форма

проведения

Ответственные

1

1-е классы

1.1

Тема 1. Адаптация учащихся в 1 классе.

Физиологическая, психологическая и социальная адаптация обучающихся к школе. Причины социально-психологи-ческой дезадаптации. Помощь ребёнку в адаптации к школе.

октябрь

лекция

Короткая Е.М., учитель начальных классов

1.2

Тема 2. Режим дня школьника.

Соблюдение санитарно-гигиенических норм. Организация режима дня школьника. Воспитание самостоятельности и организованности у первоклассника.

декабрь

беседа

Плискевич М.Н., учитель начальных классов

1.3

Тема 3. Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка.

Ценности, традиции и обычаи семьи. Значение примера родителей в воспитании ребёнка. Значение семейных традиций в формировании у ребёнка желания трудиться.

март

круглый стол

Короткая Е.М., учитель начальных классов

1.4

Тема 4. Положительные эмоции в жизни школьника.

Эмоции в нашей жизни. Значение эмоционально-чувственной сферы для формирования полноценной личности. Рекомендации родителям по развитию положительных эмоций ребёнка.

май

семинар-практикум

Плискевич М.Н., Короткая Е.М.,  учителя начальных классов

2

2-е классы 

2.1

Тема 1. Как родители могут помочь ребенку учиться.

Соблюдение режима дня – важное условие успешной учёбы ребёнка. Контроль родителей за выполнением домашних заданий школьников. Типичные ошибки родителей в организации учебного труда ребёнка.

октябрь

беседа

Тимощенко С.А., учитель начальных классов

2.2

Тема 2. Главные правила здорового образа жизни.

Здоровье школьника и его успехи в учёбе. Формирование здорового образа жизни учащихся младших классов. Основные правила здорового образа жизни: рациональное питание, двигательная активность, положительные эмоции. Роль семьи в физическом воспитании детей. Кодекс семейного здоровья.

декабрь

семинар

Сивакова М.С.,  

учитель начальных классов

2.3

Тема 3. Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка.

Семейное благополучие и семейное неблагополучие. Факторы, причины и индикаторы семейного неблагополучия. Семьи со скрытой формой неблагополучия. Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности и психическое здоровье ребёнка.

март

семинар

Тимощенко С.А., учитель начальных классов

2.4

Тема 4. Трудовое воспитание детей в семье.

Воспитание в труде. Роль семьи в развитии работоспособности ученика. Как на-учить современного ребёнка трудиться.

май

круглый стол

Сивакова М.С., 

учитель начальных классов

3

3-е классы

3.1

Тема 1. Значение школьной отметки в жизни ребёнка.

Отметка и оценка знаний учащихся. Критерии оценки. Влияние оценки на самооценку учащихся. Рекомендации родителям по формированию у ребёнка навыков самоконтроля, умения работать самостоятельно, воспитания интереса к знаниям.

октябрь

семинар

Запольская Е.С., учитель начальных классов

3.2

Тема 2. Психологические и физиологические особенности третьеклассников.

Специфика развития восприятия, внимания, памяти, мышления у младших школьников. Особенности межличностного общения. Самооценка младших школьников.

декабрь

вебинар

Веселова Т.М., учитель начальных классов

3.3

Тема 3. Здоровая семья – здоровый ребёнок.

Формирование умений и навыков здорового образа жизни. Спорт в жизни родителей и детей. Основные правила здорового образа жизни.

март

дискуссия

Варушенко Н.Л., учитель начальных классов

3.4

Тема 4. Эффективное общение в семье – залог успеха школьника.

Сущность семейного общения. Семья как система межличностных взаимодействий. Общение как процесс взаимовлияния. Особенности семейного общения. Культура семейного общения. Влияние общения родителей с детьми на их полноценное развитие. Навыки эффективной коммуникации. Создание в семье атмосферы защищенности, тепла и любви.

май

семинар-практикум

Запольская Е.С., Варушенко Н.Л., Веселова Т.М., учитель начальных классов

4

4-е классы

4.1

Тема 1. Как научить своего ребёнка жить в мире людей.

Воспитание культуры поведения и уважения к людям у учащихся. Формирование правил поведения и хороших манер. Культура личности: культура внешности, общения, речи. Эффективное общение: основные составляющие.

октябрь

лекция

Денисенко О.Н., учитель начальных классов

4.2

Тема 2. Ребёнок и компьютер.

Компьютер дома: польза или вред? Компьютерные игры. Влияние компьютера на организм и личность ребёнка. Плюсы и минусы использования компьютера школьником. Как правильно организовать работу школьника за компьютером. Сохранение здоровья ребёнка при работе за компьютером.

декабрь

семинар

Хвощ Н.С.,

учитель начальных классов

4.3

Тема 3. Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классов.

Познавательная рефлексия: способность осознать причины учебных неудач и успехов. Формирование произвольности познавательных процессов: внимания, памяти. Личностные особенности младших школьников.

март

семинар-практикум

Денисенко О.Н., учитель начальных классов

4.4

Тема 4. Книги в жизни школьника.

Отношение ребёнка к учебной и художественной литературе. Как сохранить любовь к книге при информационной перегрузке в современном мире.

май

круглый стол

Хвощ Н.С.,

учитель начальных классов

 График консультаций 
для родителей учащихся I-IV классов 

Класс

Темы консультаций для родителей

Сроки

проведения

Ответственные

1

Психологические особенности младших школьников.

сентябрь

Короткая Е.М., Плискевич М.Н.,

учителя начальных классов

Развитие памяти и внимания младших школьников.

ноябрь

Короткая Е.М., Плискевич М.Н.,

учителя начальных классов

Поощрение и наказание детей в семье.

январь

Короткая Е.М., Плискевич М.Н.,

учителя начальных классов

Леворукий ребёнок в школе.

апрель

Короткая Е.М., Плискевич М.Н.,

учителя начальных классов

2

Микроклимат в семье и воспитание ребёнка.

сентябрь

Тимощенко С.А., Сивакова М.С.,  учителя начальных классов

Конфликтные ситуации в детско-родительских отношениях.

ноябрь

Тимощенко С.А., Сивакова М.С.,  учителя начальных классов

Роль отца в воспитании ребёнка.

январь

Тимощенко С.А., Сивакова М.С.,  учителя начальных классов

Семейные традиции и  ценности в воспитании детей.

апрель

Тимощенко С.А., Сивакова М.С.,  учителя начальных классов

3

Психологические причины неуспеваемости школьников и их предупреждение.

сентябрь

Запольская Е.С., Варушенко Н.Л., Веселова Т.М., учителя начальных классов

Как выявить и развить способности детей?

ноябрь

Запольская Е.С., Варушенко Н.Л., Веселова Т.М., учителя начальных классов

Как привить ребёнку любовь к чтению?

январь

Запольская Е.С., Варушенко Н.Л., Веселова Т.М., учителя начальных классов

Конфликтные ситуации между родителем и ребёнком: как услышать ребёнка?

апрель

Запольская Е.С., Варушенко Н.Л., Веселова Т.М., учителя начальных классов

4

Как помочь ребёнку правильно распределить свое время?

сентябрь

Денисенко О.Н., Хвощ Н.С., учителя начальных классов

Неуспешный ученик: причины и способы решения проблем.

ноябрь

Денисенко О.Н., Хвощ Н.С., учителя начальных классов

Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребёнка.

январь

Денисенко О.Н., Хвощ Н.С., учителя начальных классов

Организация свободного времени детей в период летних каникул.

апрель

Денисенко О.Н., Хвощ Н.С., учителя начальных классов

  

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ
РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
 «Мой ребёнок – подросток»
для родителей учащихся V-IX классов 

Название темы занятий,

перечень изучаемых вопросов

Сроки

проведения

Форма

проведения

Ответственные

1

5-е классы 

1.1

Тема 1. Адаптация ребёнка в новом коллективе.

Формирование нового учебного коллектива 5 класса. Адаптация ребёнка в новой среде. Трудности адаптации пятиклассников к школе.

октябрь

семинар

Клянская А.О., учитель белорусского языка и литературы

 

1.2

Тема 2. Ребёнок среди сверстников

Детский коллектив и его значение в раз-витии личности школьника. Потребности ребёнка в признании и самореализации. Проблемы лидерства. Развитие способности к сотрудничеству как пред-посылка успешности в жизни. Как помочь ребёнку в налаживании отношений со сверстниками.

декабрь

семинар-практикум

Богачёва В.И., учитель английского языка

1.3

Тема 3. Ваш ребёнок вырос.

Особенности младшего подросткового возраста. Физическое, психическое и социальное развитие младших подростков. Общение подростков со сверстниками и взрослыми. Трудности и риски младшего подросткового возраста.

март

вебинар

Клянская А.О., учитель белорусского языка и литературы

 

1.4

Тема 4. Меры наказания и поощрения в современной семье.

Вопросы дисциплины в семье с младшими подростками. Почему не работают привычные методы воспитания. Как стать подростку другом без потери родительского авторитета.

май

круглый стол

Богачёва В.И., учитель английского языка

2

6-е классы 

2.1

Тема 1. Семья как персональная микросреда жизни и развития ребёнка. Нравственные и культурные ценности семьи.

Ребёнок и удовлетворение его потребностей в семье. Психолого-педагогичес-кие факторы развития и воспитания ребёнка в семье. Типы семейного воспитания и их характеристика. Гармоничное семейное воспитание, его основные характеристики. Проблемы нравственного воспитания детей в семье. Нравственные традиции и обычаи. Ценности семьи как основа воспитания ребёнка.

октябрь

вебинар

Грищенкова Е.Н., учитель английского языка

2.2

Тема 2. Профилактика проблемного поведения подростков.

Отклоняющееся поведение подростков. Формы аддиктивного (зависимого) поведения подростков (курение, алкоголизм, наркомания и др.). Причины зависимого поведения. Профилактика зависимостей в подростковой среде. Роль родителей в предупреждении отклоняющегося поведения подростков.

декабрь

круглый стол

Козлова Т.В., учитель английского языка

2.3

Тема 3. Безопасность подростков в сети Интернет.

Виртуальная реальность: возможности и опасности. Основные правила медиабезопасности для родителей и подростков. Профилактика интернет-рисков. Как уберечь ребёнка от опасностей в социальных сетях.

март

форум

Грищенкова Е.Н., учитель английского языка

2.4

Тема 4. Организация летнего отдыха подростков.

Правила безопасного поведения летом. Опасности свободного времяпровождения подростков. Оказание первой медицинской помощи. Рекомендации родителям по обеспечению безопасности детей в летний период.

 

май

лекция

Козлова Т.В., учитель английского языка

3

7-е классы 

3.1

Тема 1. Психологические и физиологические особенности семиклассников.

Возрастные особенности 13-14-летних подростков. Специфика развития внимания, памяти, мышления. Половое созревание. Здоровье школьника и его успехи в учёбе.

октябрь

беседа

Осипова Л.М., учитель математики

3.2

Тема 2. Профилактика правонарушений подростков.

Противоправное поведение несовершеннолетних. Факторы и причины правонарушений. Подростки «группы риска».

декабрь

круглый стол

Грунтова О.М., учитель химии

3.3

Тема 3. Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста

Жизнь семьи с ребёнком-подростком: борьба принципов или поиски компромиссов. Психологический климат в семье. Родительский авторитет. Как его приобрести и как не потерять. Правила взаимодействия с подростком.

март

 семинар-практикум

Осипова Л.М., учитель математики

3.4

Тема 4. Как повысить учебную мотивацию подростков.

Отношение подростков к обучению. По-теря интереса к учёбе у подростков – что делать и как избежать. Причины снижения учебной мотивации в подростковом возрасте. Как заинтересовать подростка обучением? Мотивация на успех.

май

семинар-практикум

Грунтова О.М., учитель химии

4

8-е классы 

4.1

Тема 1. Жизненные цели подростков.

Цели подросткового периода. Постановка целей и их достижение. Успеваемость в школе как один из факторов успешного достижения целей.

октябрь

лекция

Добатовкина А.А., учитель английского языка 

4.2

Тема 2. Как уберечь подростка от насилия.

Насилие и безопасность наших детей. Виды насилия. Анализ проблемных ситуаций. Профилактика основных рисков. Особенности виктимного поведения (поведения «жертвы»).

декабрь

вебинар

Побегайло В.В., учитель русского языка и литературы

4.3

Тема 3. Осторожно: суицид.

Суицид среди несовершеннолетних. Виды и причины. Мотивы суицидального поведения у подростков. Индикаторы суицидального риска. Профилактика суицидального поведения.

март

вебинар

Добатовкина А.А., учитель английского языка 

4.4

Тема 4. Культура поведения в конфликтных ситуациях.

Понятие «конфликт». Супружеские ссоры и конфликты. Развод как психотравмирующий фактор. Последствия развода для супругов и детей. Семейные конфликты «родители-дети», причины их возникновения. Стратегии поведения в конфликте, способы преодоления и профилактика детско-родительских конфликтов. Школьные конфликты. Культура поведения взрослых и детей при возникновении школьных конфликтов.

май

круглый стол

Побегайло В.В., учитель русского языка и литературы

5

9-е классы

5.1

Тема 1. Портрет современного подростка.

Индивидуальные особенности подростка и характерные возрастные черты. Ключевые переживания возраста. Личностные особенности и особенности общения. Возможные проблемы, внешние и внутренние конфликты, отношение к учёбе.

октябрь

лекция

Гайдукова Н.А., учитель математики

5.2

Тема 2. Агрессия, её причины и последствия.

Формы агрессивного поведения подростков. Причины агрессивности и ее влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми. Возможные способы преодоления агрессивности в поведении подростка. Рекомендации для родителей по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростка.

декабрь

семинар

Колядко С.С., учитель русского языка и литературы 

5.3

Тема 3. Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять.

Подростковый возраст как фактор риска для возникновения вредных привычек и зависимостей. Формирование у подростков потребности в здоровом образе жизни, ответственности за своё здоровье. Профилактика вредных привычек.

февраль

веб-форум

Котович Ю.С., учитель географии

5.4

Тема 4. Профессиональная ориентацияКак помочь подростку выбрать профессию?

Профессиональные намерения и возможности учащихся. Как родители могут поддержать ребёнка при выборе профессии? Знакомство родителей обучающихся с результатами диагностики склонностей, способностей и профессиональных интересов подростков.

май

 семинар-практикум

Гайдукова Н.А., учитель математики,

Колядко С.С., учитель русского языка и литературы,

Котович Ю.С., учитель географии 

 

 График консультаций 
для родителей учащихся V-IX классов

Класс

Темы консультаций для родителей

Сроки

проведения

Ответственные

5

 

 

 

Психологические особенности младших подростков

сентябрь

Клянская А.О., учитель белорусского языка и литературы

Богачёва В.И., учитель английского языка

Межличностное общение подростков

ноябрь

Клянская А.О., учитель белорусского языка и литературы

Богачёва В.И., учитель английского языка

Компьютерные игры: польза или вред?

январь

Клянская А.О., учитель белорусского языка и литературы

Богачёва В.И., учитель английского языка

Ответственность родителей за воспитание детей

апрель

Клянская А.О., учитель белорусского языка и литературы

Богачёва В.И., учитель английского языка

6

 

 

 

Школьные конфликты

сентябрь

Козлова Т.В., учитель английского языка

Грищенкова Е.Н.,  учитель английского языка  

Трудности переходного возраста

ноябрь

Козлова Т.В., учитель английского языка

Грищенкова Е.Н.,  учитель английского языка 

Как предупредить употребление подростками психоактивных веществ?

январь

Козлова Т.В., учитель английского языка

Грищенкова Е.Н.,  учитель английского языка 

Мальчики и девочки: как строить взаимоотношения?

апрель

Козлова Т.В., учитель английского языка

Грищенкова Е.Н.,  учитель английского языка 

7

Подростковый возраст: проблемы полового созревания

сентябрь

Осипова Л.М., учитель математики

Грунтова О.М., учитель химии 

Любовь и дружба в подростковом возрасте

ноябрь

Осипова Л.М., учитель математики

Грунтова О.М., учитель химии 

Подростки в социальных сетях: безопасное поведение

январь

Осипова Л.М., учитель математики

Грунтова О.М., учитель химии 

Как услышать ребёнка, пока он не стал «трудным»?

апрель

Осипова Л.М., учитель математики

Грунтова О.М., учитель химии   

8

Конфликты с подростком: как вести себя в конфликтных ситуациях?

сентябрь

Добатовкина А.А., учитель английского языка  

Побегайло В.В., учитель  русского языка и литературы

Подросток в социальных сетях: что делать?

ноябрь

Добатовкина А.А., учитель английского языка 

Побегайло В.В., учитель  русского языка и литературы

Как научить подростка быть ответственным за свои поступки?

январь

Добатовкина А.А., учитель английского языка 

Побегайло В.В., учитель  русского языка и литературы

Отношения между мальчиками и девочками: проблемы полового воспитания

апрель

Добатовкина А.А., учитель английского языка 

Побегайло В.В., учитель  русского языка и литературы

9

Формирование правосознания и ответственности подростка за свои поступки. Самооценка поведения

сентябрь

Гайдукова Н.А., учитель математики

Колядко С.С., учитель русского языка и литературы

Котович Ю.С., учитель географии

Как помочь подростку в выборе профессии?

ноябрь

Гайдукова Н.А., учитель математики

Колядко С.С., учитель русского языка и литературы

Котович Ю.С., учитель географии

Интернет-зависимость: пути преодоления

январь

Гайдукова Н.А., учитель математики

Колядко С.С., учитель русского языка и литературы

Котович Ю.С., учитель географии

Как научить детей распоряжаться деньгами?

апрель

Гайдукова Н.А., учитель математики

Колядко С.С., учитель русского языка и литературы

Котович Ю.С., учитель географии

 

 ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ
РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
«Мой ребёнок – старшеклассник»
для родителей учащихся X-XI классов 

Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов

Сроки

проведения

Форма

проведения

Ответственные

1

10 класс

1.1

Тема 1. Здоровье - это жизнь.

Факторы риска для здоровья современной молодёжи. Проблема здорового питания. Увлечение диетами. Гиподинамия. Стресс и его влияние на здоровье. Вредные привычки. Режим дня

октябрь

беседа

Подставленко С.В.,        учитель белорусского языка и литературы

1.2

Тема 2. Первая любовь в жизни вашего ребёнка.

Особенности юношеской любви. Культура поведения влюблённых. Как помочь, не навредить взрослеющему ребёнку

декабрь

вебинар

Подставленко С.В.,        учитель белорусского языка и литературы

1.3

Тема 3. Роль семьи в формировании репродуктивного здоровья юношей и девушек.

Репродуктивное здоровье юношей и девушек, факторы риска. Условия сохранения репродуктивного здоровья. Любовь и сексуальные отношения. Незапланированная беременность и аборт. Профилактика заболеваний, передающихся половым путём. Стиль жизни и репродуктивное здоровье молодёжи. Влияние семейного воспитания на формирование ценности репродуктивного здоровья

март

вебинар

Подставленко С.В.,        учитель белорусского языка и литературы

1.4

Тема 4. Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе?

Влияние застенчивости и неуверенности на учебные успехи старшеклассника. Пути преодоления застенчивости и неуверенности старшеклассника.

май

вебинар

Подставленко С.В.,        учитель белорусского языка и литературы

2

11 класс  

2.1

Тема 1. Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении?

Определение профессиональных склонностей и способностей. Факторы, влия-ющие на выбор профессии. Роль родителей в в самоопределении старшеклас-сника. Профессиональные династии.

октябрь

семинар-практикум

Жук С.И.,       
учитель биологии

2.2

Тема 2. Как уберечь ребенка от зависимостей?

Зависимое поведение, его причины, факторы риска. Формирование зависимости. Виды угроз, представляющих опасность для жизни, физического, психического и нравственного здоровья и полноценного развития старшеклассника. Интернет-зависимость. Пути профилактики и преодоления.

декабрь

Семинар

Жук С.И.,       
учитель биологии

2.3

Тема 3. Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни.

Воспитание старшеклассника как будущего семьянина. Формирование осознанного отношения к вступлению в брак и будущей семейной жизни. Формирование ценностного отношения к родительству, рождению и воспитанию детей. Роль семейных взаимоотношений и традиций в подготовке старшеклассников к семейной жизни

март

круглый стол

Жук С.И.,
учитель биологии

2.4

Тема 4. Как помочь ребёнку в период подготовки к экзаменам?

Профилактика экзаменационного стресса. Факторы, усиливающие и снижающие тревогу. Как помочь старшекласснику справиться с тревогой (мнемотехники, приемы концентрации внимания и приемы расслабления в стрессовой ситуации). Сотрудничество родителей и педагогов в период подготовки старшеклассников к экзаменам. Помощь в подготовке к экзаменам: правила для родителей . Режим учебного труда и отдыха в экзаменационный период

май

вебинар

Жук С.И.,
учитель биологии

 

График консультаций 

для родителей учащихся X-IX классов 

Класс

Темы консультаций для родителей

Сроки

проведения

Ответственные

10

Воспитание нравственного идеала, духовного мира старшеклассников

Сентябрь

Подставленко С.В.,
учитель белорусского языка и литературы

Кем быть и каким быть?

Ноябрь

Подставленко С.В.,
учитель белорусского языка и литературы

Особенности здоровья и физического развития десятиклассника

Январь

Подставленко С.В.,
учитель белорусского языка и литературы

Режим учебного и физического труда, личная гигиена

Апрель

Подставленко С.В.,
учитель белорусского языка и литературы

11

Закон и ответственность несовершеннолетних

Сентябрь

Жук С.И.,
учитель биологии

Формирование здорового образа жизни

Ноябрь

Жук С.И.,
учитель биологии

Физическое совершенство, готовность старшеклассников к труду, военной службе

Январь

Жук С.И.,
учитель биологии

Самореализация личности

Апрель

Жук С.И.,
учитель биологии