Наиболее важные способности и умения, подлежащие развитию у одаренных детей
1. Познавательные способности и навыки - Владение большим объемом информации. - Богатый словарный запас. - Перенос усвоенного на новый материал. - Установление причинно - следственных связей. - Обнаружение скрытых зависимостей и связей. - Умение делать выводы. - Умение интегрировать и синтезировать информацию. - Участие в решении сложных проблем. - Организация информации. - Умение улавливать сложные идеи. - Умение замечать тонкие различия. - Чувствительность к противоречиям. - Использование альтернативных путей поиска информации. - Анализ ситуаций. - Умение оценивать как сам процесс, так и результат. - Умение предвидеть последствия. - Умение рассуждать. - Построение гипотез. - Применение идей на практике. - Способность к преобразованиям. - Критичность в мышлении. - Высокая любознательность. 2.Творческие способности - Способность рисковать. - дивергентное мышление. - Гибкость в мышлении и действиях. - Быстрота мышления. - Способность высказывать оригинальные идеи, изобретать что новое. - Богатое воображение. - Восприятие неоднозначных вещей. - Высокие эстетические ценности. - Развитая интуиция. З. Особенности эмоциональной сферы - Реалистическая Я-концепция. - Уважение к другим. - Эмпатия отношение к людям. - Терпимость к особенностям других людей. - Склонность к самоанализу. - Терпимое отношение к критике. - Готовность делиться вещами и идеями. - Настойчивость в выполнении задания. - Независимость в мышлении и поведении. - Отсутствие нетерпения в ожидании вознаграждения. - Соревновательность. - Чувство юмора. - Чуткость к анализу нравственных проблем. - Уверенность в своих силах и способностях - Внутренняя мотивация
ЕСЛИ У ВАС ОДАРЁННЫЙ РЕБЁНОК
В отличие от способного, одарённый ребёнок характеризуется следующими проявлениями:
- мыслит оригинально и творчески;
- хорошо понимает юмор;
- у него неистребимая жажда познания, неистощимое любопытство;
- имеет богатое воображение (проявляется в сочинительстве, изобразительной деятельности, музыке и т.п.);
- часто он не похож на других детей своей неординарностью, предпочтением, общества взрослых.
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ:
- Поддерживайте в нём интерес творчества, оригинальность;
- Никогда не ругайте его за то, что он делает что-то не так, как все;
- Уважайте в ребёнке право на собственный выбор занятий, игр и на собственное занятие;
- Помните, что вы должны приспособляться к ребёнку, а не он к
вам;
- Помогайте справляться с проблемами в общении со сверстниками и взрослыми;
- Найдите для него друзей, которые были бы столь же хорошо развиты, как и он;
- Не увлекайтесь соревновательными методами; если ваш ребёнок будет всегда победителем, другие дети могут его возненавидеть;
- Не говорите об одарённости ребёнка в его присутствии, не перехваливайте его;
- Не требуйте от ребёнка, чтобы он всегда и во всём был лучшим.
- Делайте все возможное, чтобы обеспечить ребенка игрушками, бумагой для рисования, музыкальными инструментами - всем тем, что он сможет использовать для развития своих интеллектуальных и художественных способностей. Не ограничивайте ребенка в принадлежностях для игры и работы.
- Сделайте вашу собственную жизнь как можно более интересной и насыщенной. Детям важно осознавать, что их родители находят хорошее применение своим способностям. Позвольте детям участвовать в ваших занятиях вместе с вами, например, слушать вместе музыку. Неважно, какой именно она будет, важен сам факт живого совместного прослушивания.
- Старайтесь реалистично оценивать способности вашего ребенка. Хотя высокие требований и творят чудеса, но если они слишком высоки, это может пойти только во вред. Когда ребенок не в состоянии достичь поставленной вами цели оттого, что вы слишком требовательны, его чувство собственного достоинства может резко понизиться из-за этой неудачи.
- Относитесь к ребенку ласково и чаще хвалите его там, где это оправданно - вам нужно создать в доме атмосферу тепла и доверия. Это дает ребенку психологическую свободу пробовать новые идеи и применять новые знания без страха получить в ответ саркастическое или резкое замечание.
Советы Дэвида Льюиса, обобщившего опыт тысяч семей, где имеются одаренные дети
Я отвечаю на все вопросы ребенка насколько возможно терпеливо и честно. Серьезные вопросы и высказывания ребенка я воспринимаю всерьез.
У нас в квартире стоит витрина, на которой ребенок может демонстрировать свои работы.
Я не ругаю ребенка за беспорядок в комнате или на столе, если это связано с творческим занятием и работа еще не закончена.
Я предоставил ребенку комнату или специальный уголок исключительно для самостоятельных творческих занятий.
Я показываю ребенку, что он любим таким, какой он есть, а не за его достижения.
Я предоставляю ребенку посильную возможность в проявлении заботы.
Я помогаю ребенку строить его планы и принимать решения.
Я помогаю ребенку улучшать результаты его работы.
Я помогаю ребенку нормально общаться с детьми и рад видеть их у себя в доме.
Я никогда не говорю ребенку, что он хуже других детей.
Я никогда не наказываю ребенка унижением.
Я покупаю ребенку книги, связанные с его интересами.
Я приучаю ребенка мыслить самостоятельно.
Я регулярно читаю ребенку.
Я приучаю ребенка к чтению с детства.
Я пробуждаю фантазию и воображение ребенка.
Я внимательно отношусь к потребностям ребенка.
Я нахожу время, чтобы каждый день побыть с ребенком наедине.
Я позволяю ребенку принимать участие в планировании семейного бюджета.
Я никогда не дразню ребенка за неумение и ошибки.
Я хвалю ребенка за учебную инициативу.
Я учу ребенка свободно общаться со взрослыми любого возраста.
Я побуждаю ребенка учиться решать проблемы самостоятельно.
В занятиях ребенка я нахожу достойное для похвалы.
Не существует тем, которые я совершенно исключаю для обсуждения с ребенком.
Я помогаю ребенку быть личностью.
Я помогаю ребенку находить заслуживающие внимания телепрограммы.
Я развиваю в ребенке позитивное восприятие его способностей.
Я никогда не отмахиваюсь от неудач ребенка, говоря «Я это тоже не умею».
Я поощряю в ребенке максимальную независимость от взрослых.
Я верю, в здравый смысл ребенка и доверяю ему.