Духовно-нравственное воспитание младших школьников через проведение акций, проектов, экскурсий в условиях группы продлённого дня
Логвиненко Татьяна Николаевна, воспитатель группы продлённого дня государственного учреждения образования «Средняя школа №23 г. Витебска имени О.Р.Тувальского», участник Туровских епархиальных чтений в 2022 году
Нравственность подрастающего поколения – одна из актуальных тем общественного развития. В настоящее время в обществе на первое место ставятся чувства и страсти. Человек променял аскетичность, способную держать себя в духовном бодрствовании, на телесный всеобъемлющий комфорт. В таких условиях легко создалась культура, которая приучила людей «обожествлять» самые низменные и порочные ценности. [1, с.27] К сожалению, сверхпотребительство нередко считается чем-то необходимым для выживания в современных условиях. Состояние души и вообще мысли о чем-то возвышенном менее всего привлекают современного человека. Особенно сильно от этого страдают современные дети. Отрицательный пример нравственности старших содействует очерствению молодого человека как личности. Ведь все то, что считалось раньше немыслимым, сегодня преподносится как достижение. Детям не хватает духовной пищи, потому что их родители не ведут церковный образ жизни, а, следовательно, не могут преподать что-либо поистине духовное и вечное своим чадам. [2, с.36] Не всегда у ребят есть положительные ориентиры по жизни; в основном даже положительные герои кинофильмов, по которым, к сожалению, они и воспитываются, имеют много отрицательного согласно своей роли. Все их противонравственные поступки преподносятся как нечто допустимое и безнаказанное. Современные дети растут на нездоровой пропаганде через видео и музыку. Дети становятся все более ленивыми и высокомерными, стремятся к роскоши и потворству собственным желаниям и не проявляют никакого интереса к поиску сокровенного смысла жизни.
Настоящая любовь предполагает бескорыстие, честность и заботу.
Духовный выбор человека имеет огромное значение еще и потому, что в настоящее время существуют такие глобальные проблемы, как предотвращение мировой термоядерной войны и обеспечение мира для всех народов; предотвращение катастрофического загрязнения окружающей среды; обеспечение человечества необходимыми ресурсами: продовольствием, промышленным сырьем, источниками энергии; предотвращение отрицательных последствий развития науки и техники.
В группе продленного дня ГУО «Средняя школа № 23 г. Витебска имени О.Р.Тувальского» одним из приоритетных направлений деятельности является духовно-нравственное воспитание, направленное на приобщение к общечеловеческим и национальным ценностям, формирование нравственной культуры. [3, с.11]
Цель нашей работы: создание условий для формирования у детей положительного социального опыта, навыков культуры общения, стремления прийти на помощь к тем, кто в этом нуждается, оценки своих знаний и умений, достоинств и недостатков характера, поступков и отношений с другими людьми.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
- дать почувствовать себя полноправным гражданином своей страны;
- способствовать воспитанию положительного отношения к школе, коллективной жизни;
- укреплять веру каждого воспитанника в свои силы и возможности;
- воспитывать любовь к родным местам, формировать чувства патриотизма, гордости за свою страну, уважения к истории и культуре народа;
- воспитывать сострадание и уважение к людям.
Процесс духовно-нравственного воспитания второклассников в группе продлённого дня включает в себя теоретическое освоение правил культуры поведения с родителями, учителями, сверстниками, взрослыми (вежливость, уважение к старшим, тактичность и др.), формирование ценностного отношения к природе, труду, проявление заботы о других людях. Теоретическая часть формируется во время экскурсий, чтения сказок, просмотра и обсуждения кинофильмов, мультипликационных фильмов. Много внимания уделяется духовно-нравственному началу при чтении с детьми сказок, изучении пословиц, поговорок, стихотворений.
Целенаправленная работа со сказками позволяет ребенку на вербальном и эмоциональном уровне осознать, что такое «хорошо» и что такое «плохо», примерить на себя роль обидчика и обиженного, сильного и слабого, заботливого и равнодушного, примерить на себя роль родителя и оценить свой поступок со стороны, а также позволяет ребенку иными глазами взглянуть на окружающий мир и близких людей.
При чтении сказок и рассказов у воспитанников развиваются нравственные чувства (сопереживание, сочувствие, доверие, долг, совестливость и др.), осуществляется воспитание таких христианских ценностей, как милосердие, доброта, справедливость, честность и др. Развитие нравственных чувств осуществляется в процессе поиска нравственного выхода из отдельных ситуаций, решения нравственных вопросов, регулирования собственного поведения, осознания возможности изменить себя. При этом происходит развитие самосознания; проявляется неравнодушное отношение к негативному, способность соотносить свои действия с необходимыми эталонами, понимать нравственный смысл ответственности и др.; проявляются такие качества, как доброта, щедрость, боязнь обидеть другого, готовность прийти на помощь, любовь, способность радоваться и восхищаться прекрасным, природой и др.
Социально-психологический микроклимат в группе продленного дня менялся на протяжении I четверти. В начале года отмечались вспышки агрессии среди воспитанников, непонимание, непринятие отдельных ребят. Затем дети стали более терпимы друг к другу, так как делу сплочения коллектива способствовали проведение различных мероприятий, экскурсии, беседы, игры.
На основе проводимого наблюдения за поведением детей, годовых задач школы, методических рекомендаций разработан ряд мероприятий по духовно-нравственному воспитанию с разнообразными формами работы с детьми:
- беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания, акции, проекты;
- рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей;
- участие в совместных праздниках школы и общественности;
- использование аудиозаписей и технических средств обучения;
- экскурсии, целевые прогулки;
- детская благотворительность;
- тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия);
- организация выставок (совместная деятельность детей и родителей);
- организация совместного переживания событий взрослыми и детьми.
Необходимым условием духовно-нравственного воспитания детей в условиях группы продлённого дня является организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых дети усваивают социально-исторический опыт, получают представления о другом человеке, о самом себе, о своих возможностях и способностях. Поэтому, я стараюсь привлекать детей к участию в таких мероприятиях, которые требуют коллективного решения или взаимодействия друг с другом - будь то конкурс рисунков, выставка поделок или музыкальное представление, спортивное состязание.
Тесное сотрудничество у нас с учителем физической культуры и здоровья Сеглюк Е.Н., с которой мы проводим спортивные эстафеты, веселые старты. Веселые старты, эстафеты, соревнования, игры и просто прогулки на свежем воздухе оказывают неоценимую роль в оздоровлении не только тел ребят, но и их души. Во время спортивного часа учащиеся не только разучивают новые спортивные игры, но и учатся гуманным отношениям между собой во время игр, отношениям взаимного сотрудничества и коллективизма, общительности и коммуникабельности. Во время спортивных состязаний у детей воспитываются такие важные качества характера, как воля, сознательная дисциплина. Дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других.
Добиться положительных результатов в духовно-нравственном воспитании помогли такие мероприятия, как общеразвивающее занятие «Вежливая азбука», практикум «Мой язык - язык добра и света», беседа «Скромность - что это?», клубные часы «Вражда не доводит до добра», «При солнышке тепло, при матушке добро», беседа-рассуждение «Чем прекрасен этот мир», конкурс рисунков «Моя любимая мамочка», игра-путешествие «Дорогою добра», прогулки «Ссорилки-мирилки», «Добрые дела и поступки», «Доброслед», «Добрым быть совсем, совсем не просто», «Картинки на асфальте. Букет для мамы», «Словно мамина улыбка, будто мамины глаза…», «Если бы я был волшебником».
Много положительных эмоций подарило ребятам участие в празднике микрорайона 15 сентября; участие в акции «Букет безопасности для мамы» вместе с инспектором сектора пропаганды Витебского городского отдела МЧС Стрижень М.В.
Воспитанники группы продленного дня приняли активное участие в акции «В гостях у доброты» (ко Дню пожилых людей). Целью данной акции является воспитание в детях заботы о людях, воспитания чувств милосердия, сочувствия, желания прийти на помощь, воспитания уважения к пожилым людям. При посещении дети дарили поделки, сделанные своими руками, пели песни, желали доброго здоровья, бодрости, дарили частичку своей души, а старики хлопали, подпевали, добрая слеза пробегала на их щеках от умиления. На прощание пожилые люди пожелали детям доброты, здоровья, быть милосердными, угостили гостей сладостями.
Важным этапом работы по духовно-нравственному воспитанию являются экскурсии: заочное путешествие по знаменитым и памятным местам Беларуси, экскурсии в библиотеку им. А.Пушкина, познавательная экскурсия в Свято-Троицкий Марков мужской монастырь.
Главную роль в процессе становления личности ребенка играет семейная атмосфера. Основные направления деятельности и учителя и воспитателя: гармонизация внутрисемейных отношений, формирование адекватной самооценки, как взрослых, так и детей, обучение равноправным взаимоотношениям в маленькой ячейке общества. Хорошо зарекомендовала себя такая форма сотрудничества с семьей, как участие родителей в проведении мероприятий. Родители получают возможность лучше узнать своих детей, открыть еще неизвестные им увлечения, интересы, таланты. Чтобы обеспечить тесное сотрудничество с семьями своих воспитанников, разделяю родителей и детей на микроколлективы («экипажи»), которые участвуют в делах группы.
Большую роль в духовно-нравственном воспитании имеет изучение общечеловеческих и христианских ценностей. Задача воспитателя, чтобы эти ценности стали личностными ценностями формирующегося человека.
Духовно-нравственное воспитание возможно только в условиях взаимодействия, сотрудничества, взаимопонимания, когда взрослый является не транслятором нравственных идей, а располагающим к себе доверительным собеседником, соучастником формирования системы духовно-нравственных христианских ценностей ребенка.
Литература
- Духовность человека: педагогика развития: учеб. пособие/Н.В. Михалкович [и др.]; под ред. Михалковича – Минск: Тесей, 2006.- 400 с.
- Ефрем Сирин, преподобный. Творения святого отца нашего Ефрема Сирина / преподобный Ефрем Сирин. – Сергиев Посад: 2-я типография А. И. Снегиревой, 1895. – 396 с.
- Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь: пост. Министерства образования Республики Беларусь от 15 июля 2015 г. №82[Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http: //www.adu.bu/wp-content/uploads/2015umodos/concept-vospit-detej-i-molodijji.doc. – Дата доступа: 15.10.2022.
- Счастная, А.М. По ступенькам нравственности/ А.М. Счастная. – Минск: Нар. Асвета, 1990. – 64 с.