Об учреждении

Учреждение сегодня

Государственное учреждение образования «Средняя школа № 23 г. Витебска» ведёт свою историю с 1964 года. В 2021/2022 учебном году в ней обучается 544 учащихся в 22 классах-комплектах, работает 51 учитель, из них 68% - учителя высшей и первой квалификационной категории.

Педагогов школы объединяют профессионализм, творчество, преданность детям и своей профессии. Образовательный процесс осуществляется с использованием хорошо зарекомендовавших себя педагогических технологий. 26 педагогов являются сертифицированными пользователями информационных технологий в образовании.

В 2021/2022 учебном году продолжена работа по реализации областного творческого (исследовательского) проекта «Внедрение модели обучения математике на основе принципов системной дифференциации, обучения от среднего уровня обобщенности и индивидуального темпа обучения в условиях коммуникации (на I и II ступенях общего среднего образования)». С сентября 2021 года педагогический коллектив учреждения образования включился в работу по реализации областного творческого (исследовательского) проекта «Гражданско-патриотическое воспитание в системе работы школы».

В 2021/2022 учебном году на проведение факультативных занятий выделено 88 часов, из них в I-IV классах – 41 час, в V-XI классах – 25 часов. В каждом классе проводится занятие «Час здоровья и спорта» (22 часа). Организовано факультативное занятие «Шахматный всеобуч» (2 часа). На факультативные занятия естественно-математической направленности отведено 27 часов, воспитательной направленности – 12 часов, общеразвивающей – 7 часов, гуманитарной – 12 часов, художественной  направленности – 6 часов, профориентационной – 2 часа.

С 01.09.2021 открыт 10 профильный класс с изучением на повышенном уровне учебных предметов «Белорусский язык» и «Английский язык». Продолжил работу 11 профильный класс с изучением на повышенном уровне учебных предметов «Русский язык» и «Математика».

В учреждении образования продолжает работать научное общество учащихся «Прометей», руководителем которого является Жук С.И., учитель биологии. Учащиеся научного общества принимают активное участие в конкурсах исследовательских работ и научно-практических конференциях.

База данных одаренных, высокомотивированных учащихся в учреждении образования ежегодно увеличивается и составляет 78 учащихся. Работа с обучающимися данной категории ведется в сотрудничестве с учителями – предметниками, педагогом-психологом.

В 2020/2021 учебном году учащиеся школы традиционно принимали участие в олимпиадах, республиканских интеллектуальных конкурсах, различных дистанционных олимпиадах и турнирах.  Во  втором этапе республиканской олимпиады в 2020/2021 учебном году учащимися завоёваны 9 категорий:                 1 первая категория (география), 2 вторых категории (трудовое обучение (технический труд), физическая культура и здоровье), 6 третьих категорий (русский язык, белорусский язык, математика, химия, трудовое обучение (технический труд), физическая культура и здоровье). На Витебской областной дистанционной олимпиаде по логистике среди учащихся V-VIII классов Мурашко Е., учащийся 5 «Б» класса, завоевал Диплом III степени. На Витебской областной олимпиаде по программированию в среде Scratch Смагин А., учащийся 5 «А» класса, отмечен Дипломом II степени; в областной дистанционной олимпиаде по учебному предмету «Астрономия» для учащихся VII-VIII классов Дипломом I степени был отмечен Розин Г., учащийся 8 «А»  класса. На V областной краеведческой научно-практической конференции учащихся и студентов “Задзвінскія чытанні” исследовательский проект Подставленко Д., Синицкой А., учащихся 9 «А» класса, отмечен Дипломом II степени. В областном этапе республиканского конкурса экономии и бережливости «Энергомарафон» плакат учащихся 9 «А» класса Гусаковой Д., Лочь А. «Экономь энергоресурсы!» отмечен Дипломом победителя, работа приняла участие в республиканском этапе конкурса, была отмечена Дипломом участника. Работа Гусаковой Д., учащейся 9 «А» класса, «Мирский замок» на районном и областном этапах республиканской выставки-конкурса детского творчества «Арх-Новация - 2020» отмечена Дипломами I степени.  В районном конкурсе сочинений “Зямля пад белымі крыламі”, посвященном 90-летию со дня рождения В. Короткевича, сочинение Подставленко Д., учащегося 9 «А» класса, отмечено Дипломом II категории. В районном этапе республиканского конкурса компьютерных разработок патриотической направленности «ПАТРИОТ.by» коллективная работа Подставленко Д., Синицкой А., учащихся 9 «А» класса, отмечена Дипломом III степени. 

На районном этапе XXIV республиканской выставки-конкурса декоративно-прикладного творчества “Калядная зорка” творческие работы учащихся Русаковой Д., учащейся 8 «Б»  класса, и Шалейниковой О., учащейся 7 «Б» класса, получили 1 место, на районной выставке-конкурсе рисунков “Дзе маці нарадзіла, там і радзіма” работа Лосенковой В., учащейся 6 «А» класса, получила 3 место.  

В рамках традиционного городского конкурса поэтических произведений «Души прекрасные порывы» в номинации «Город мой родной» стихотворение Гайсёнок Я., учащейся 5 «А» класса, отмечено Дипломом III степени, в номинации «Да будет всем любовь» работа Асипёнок А., учащейся 7 «А» класса, отмечена Дипломом II степени.  

В 2021 году 46 учащихся завершили обучение и воспитание на II ступени общего среднего образования, из которых четверым учащимся  Подставленко Дмитрию, Сергуновой Алине, Синицкой Анне,  Столяренко Максиму   вручены свидетельства об общем базовом образовании с отличием. На  III ступени общего среднего образования обучение и воспитание  завершил 21 учащийся. Золотая медаль была вручена Макаренко Янине. Похвальными листами были награждены Виноградова Диана, Косенко Олег, Ходюков Егор.

Большое значение уделяется гражданско-патриотическому воспитанию учащихся. С 2004 года школа работает по изучению истории микрорайона Марковщина. В результате участия в коллективном творческом деле оформлены стенды «Познай Марковщину», «Эколого-краеведческая тропа Марковщины», созданы   мультимедийные презентации «Говорят улицы Марковщины», «Марковщина в XXI веке», «Конфессии Марковщины», «Выпускник – гордость школы». Собрана фонотека «Живые голоса ветеранов Великой Отечественной войны Марковщины». В 2018 году разработан пешеходный маршрут «Экологическая тропа Марковщины». В сентябре 2019 года на здании школы открыта мемориальная доска памяти выпускника школы воина-афганца Тувальского О.Р., погибшего в Афганистане. В рамках республиканской акции «Собери Беларусь в своем сердце» учащиеся изучают памятные места родного края. 

В 2021/2022 учебном году продолжились традиционные заседания семейных гостиных, тематика которых посвящена взаимоотношениям детей и родителей, а также отношениям «учитель – учащийся – родитель». Организован совместный досуг с родителями в форме спортивных праздников, ярмарок, выставок, конкурсов, шоу, коллективных творческих дел и др.

В 2021/2022 учебном году в школе работает 9 объединений по интересам, в которых занимается 135 обучающихся. В спортивном зале проходит подготовка сборных команд по игровым видам спорта. Спортивный зал работает ежедневно, кроме воскресенья,  до 21.00.

По итогам 2020/2021 учебного года школа заняла 1 место в районной круглогодичной и  1 место в городской круглогодичной спартакиадах школьников среди школ с количеством учащихся до 700.

В школе традиционно проходят соревнования в рамках круглогодичной внутришкольной спартакиады: осенний турслет «Кленовый лист» и весенний турслёт «Пралеска», легкоатлетический кросс, соревнования по шашкам, по мини-футболу, День прыгуна, День гимнаста  и др. В ноябре 2014 года в школе на обновлённой спортивной площадке была открыта первая в Витебской области площадка по воркауту, в 2019 году установлена хоккейная коробка.

Обучающиеся, педагоги и родители являются единомышленниками при осуществлении образовательного процесса в учреждении образования.

История и традиции

Средняя школа №23 г. Витебска (СШ № 23 г.Витебска) была открыта 01 сен­тября 1964 года на основании решения исполкома городского Совета депутатов трудящихся от 31 августа 1964 года №214. Школа находилась в Первомайском районе г. Витебска и подчинялась отделу народного образования исполнительного комитета Первомайского районного Совета депутатов трудящихся г. Витебска.

Первым директором школы был назначен Алексей Александрович Лугавцов (приказ №1 по СШ №23 г. Витебска от 10.07.1964 г.). Под его руководством школа готовилась к открытию. За это время была проведена большая работа по подготов­ке школы к приёму учащихся, набору педкадров и формированию коллектива. В августе 1964 года педагоги школы, работники Витебского комбината шелковых тканей, Витебского коврового комбината, фабрики им. КИМ освобождали здание от строительного мусора, устанавливали мебель. Трудились даже без зарплаты – на одном энтузиазме, так велико было желание начать учебный год в новой школе 01 сентября 1964 года. Большая помощь была оказана родителями и старшеклас­сниками близлежащих школ №8, 14, 18, 19, многие из которых стали учащимися школы №23.

Главными задачами учебно-воспитательной работы были:
- борьба с второгодничеством;
- помощь сельскому хозяйству;
- применение зачетной системы в обучении;
- повышение успеваемости и налаживание дисциплины.

15 декабря 1964 года директором школы был назначен Иван Андреевич По- ловинский, руководивший школой до 1979 года. За эти годы произошли важные события в общественно-политической жизни страны, нашедшие отражение и в ра­боте школы: 50-летие Советской власти; 100-летие со дня рождения В.И. Ленина; 50-летие ВЛКСМ; 50-летие БССР; 50-летие образования СССР; 50-летие пионер­ской организации им. В.И. Ленина; 1000-летие г. Витебска. Основными направле­ниями работы школы в эти годы были:
- поисковая деятельность по сбору материалов о Герое Советского Союза Н.И. Кузнецове;
- благоустройство школьной территории, стадиона;
- организация пятой трудовой четверти для старшеклассников в лагерях тру­да и отдыха и трудовых объединениях (ЛТО и ТОСы);
- идейно-политическое воспитание;
- художественное и эстетическое воспитание.

Пионерской дружине было присвоено имя Героя Советского Союза Н.И. Кузнецова, экспозиция о котором была открыта в музейной комнате школы в 1968 году. Успешно осуществился переход к всеобщему среднему образованию, посто­янно повышалось качество образования.

В соответствии с Конституцией СССР, принятой 07.10.1977 г., органами власти в стране стали Советы народных депутатов. Отдел народного образования стал называться отдел народного образования исполнительного комитета Перво­майского районного Совета народных депутатов, которому подчинялась средняя школа №23 г. Витебска.

С 1980 по 1984 год директором школы работала Ильякова Елизавета Нико­лаевна. На повестке каждого дня её работы были эффективность и качество учеб­но-воспитательного процесса. Основными формами работы были: Ленинский за­чет, Ленинские чтения, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и тру­да, дифференциация обучения. Для учащихся были организованы ЛТО и ТОСы, а пятая трудовая четверть позволяла тесно сотрудничать по профориентации с пред­приятиями города.

Под руководством директора Вржеща Виктора Леонидовича с 1984 по 1990 год коллектив школы работал по осуществлению реформы общеобразовательной школы. Свой отпечаток на жизнь и деятельность школы наложил и процесс пере­стройки. В духе нового времени решались и вопросы школьной жизни:

- усиление практической направленности содержания образования;

- поддерживание постоянных шефских связей с Витебским комбинатом шелковых тканей по профориентации учащихся и организации производственного обучения старшеклассников;

- преемственность в обучении между детскими садами №87, 47, 67, 75 мик­рорайона Марковщины и начальным звеном школы, начальным и средним звенья­ми школы;

- введение нового курса «Основы информатики и вычислительной техники»;

- активизация работы совета дружины пионерской организации, комитета комсомола первичной организации ВЛКСМ, учкома и совета школы;

- изучение методики работы с шестилетками;

внедрение новых методов обучения (начальная школа: метод И. Потаповой и С. Лысенковой по опережающему обучению и каллиграфии письма; педагогика сотрудничества; научный орган труда (НОТ); проблемное обучение);

- создание методсовета школы;

- переход начальных классов на «пятидневку».

В период демократизации и гласности общественной жизни школой руково­дил Сергей Петрович Никитин (с 1990 по 1995 г.). Главной целью работы школы было повышение эффективности учебно-воспитательного процесса, качества зна­ний, воспитание гармонично развитой личности. Был накоплен опыт работы в раз­ноуровневых классах, а в 1993 году открыты реальные 8-9 классы, в которых осу­ществлялась профессиональная подготовка мальчиков по курсу «резьба по дереву», девочек по курсу «швейное производство». Активизировалось сотрудничество с Домом пионеров Первомайского района. Был принят Устав школы. Коллективны­ми творческими делами были: 30-летний юбилей школы, создание этнографиче­ского уголка, слёт хорошистов и отличников. В практику работы школы внедря­лись: возрождение белорусских традиций, проведение конкурсов мастерства среди учителей, был организован постоянно действующий психолого-педагогический семинар.

С августа 1995 года по настоящее время директором школы работает Вален­тина Николаевна Климентионок.

На основании решения педагогического совета школы от 29.08.1997г. № 1 в 1997 году в школе были открыты профильные физико-математические и техноло­гические классы, а в 1998 году – экономические и гуманитарные. С 1998 года коллектив работал по авторской программе «Концепция школы делового человека», реализация которой была отражена в Программе развития школы на 2003-2008 гг.

Приоритетными направлениями работы школы являлись:

- развивающее личность обучение;

- формирование здорового образа жизни;

- вариативность программ, учебников, учебных курсов и профилей образо­вания;

- реабилитационная, коррекционная педагогика в классах всех типов и ви­дов;

- использование инновационных технологий;

- развитие системы воспитания и дополнительного образования.

Успешно реализовывались комплексно-целевые программы «Одаренные дети» и

«Воспитание в духе культуры мира». В школе были популярны заседания клуба «Под­росток», военно-спортивного клуба «Братишка», клуба юных пожарных, клуба родителей-единомышленников.

Учащиеся школы   были  постоянными участниками городских и районных конкурсов, смотров. Многие из них стали дипломантами конкурсов юных поэтов и композито­ров, фестивалей певческого и театрального искусства, английской песни, областно­го конкурса «Дзінь-дзінь, пралеска!» и др. Школьная команда КВН в составе уча­щихся школы Бородавкина Романа (капитан), Сорокина Сергея, Пожаровского Алексея, Валентинова Александра, Буланчикова Евгения, Полудеткина Андрея, Павленко Григория, Барановского Сергея неоднократно побеждала в районных конкурсах (2003, 2004, 2005 гг.), победила в областном конкурсе команд КВН в 2004 году, вошла в «Евролигу». Театральный коллектив учащихся школы занял 1 место в республиканском конкурсе «Школьный театр – 2003», был дипломантом последующих конкурсов театрального искусства. В музейной комнате школы была создана экспозиция, посвященная ветеранам пе­дагогического труда и лучшим выпускникам школы.

В 1997 году в районном конкурсе школ Первомайского района «День откры­тых дверей» школа заняла первое место, особенно была отмечена работа в номинации «Работа с родителями». В 1998 году коллектив школы занял первое место в конкурсе педагогического мастерства учителей Первомайского района. Учитель русского языка Ловейкина Светлана Евгеньевна была призером районного конкурса «Учитель года» в 1997 году, а учитель начальных классов Волкова Ольга Валерьевна победила в конкурсе «Учитель года» в Первомайском районе в 2004 году и заняла 5 место в областном конкурсе. Журнал «Шаг за шагом», выпускае­мый учащимися школы под руководством учителя начальных классов Ткаченко Зои Васильевны, был отмечен как лучший в 2004 году на конкурсе средств массо­вой информации Республики Беларусь. В республиканском конкурсе «Учительни­ца первая моя» в 2003 году учитель начальных классов Ткаченко Зоя Васильевна заняла второе место. Социальный педагог Гайдукова Наталья Алек­сандровна в 2001 году победила в конкурсе социальных педагогов Первомайского района г. Витебска.

В областном конкурсе школьных экотеатров  экотеатр школы был победителем в 2001 и 2003 гг.

Была начата целенаправленная работа по внедрению в практику работы принципов и методик системного анализа деятельности учителей, информационных технологий.