Работа с одаренными учащимися

До сих пор в науке и педагогической практике представлены две противоположные точки зрения на одаренность. Сторонники одной из них считают, что одаренным является каждый нормальный ребенок и нужно только вовремя заметить конкретный вид способностей и развить их. По мнению исследователей, разделяющих противоположную точку зрения, одаренность представляет собой весьма редкое явление, присущее лишь незначительному проценту людей от общей популяции, поэтому выявление одаренного ребенка подобно кропотливому поиску крупиц золота. Детская одаренность. Произнося это, мы уже тем самым подчеркиваем, что способность к мышлению, творчеству, обучению предстает перед нами уже ни как исключительность, а как потенциал. Дар, имеющийся у каждого, но проявляющийся в разной степени.  Одаренными чаще всего называют: детей с высокими показателями по специальным тестам интеллекта (“IQ”); детей с высоким уровнем творческих способностей;  детей, достигших успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники) – их чаще всего называют талантливыми; детей, хорошо обучающихся в школе (академическая одаренность).

Ребёнок растёт, раскрывается как личность. Как он растёт, что сокрыто внутри него? И что нужно сделать, чтобы это сокрытое стало явным? Поиск ответов на эти вопросы помогает выстраивать работу классного руководителя в направлении раскрытия в ребёнке его творческого существа. Творчество – это всегда выход за рамки, за границы, это изменение существующих знаний, пониманий, норм, создание нового содержания, не включённого в программу усвоения. Путь человека похож на путь цветка. Его движения не надо направлять. В естественных условиях он сам будет расти таким, каким ему предначертано. Нам остаётся лишь предугадать и обеспечить те условия, в которых наиболее полно реализуется дар ученика. В процессе развития одарённости детей у классного руководителя основная задача – понимающее, чувственное постижение истины путём проникновения в духовное содержание ребёнка, в его собственную обусловленность. Классный руководитель для одаренного ребенка:
– является личностью, продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам;                      
– верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы, он готов нести ответственность за последствия принимаемых им решений и одновременно ощущает себя человеком, заслуживающим доверия, уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;
– считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;     
– стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других и заниматься самообразованием и саморазвитием. Развитие креативных качеств детей необходимо осуществлять в следующих направлениях: область творчества, степень творчества, уровень самостоятельности, степень отличия от работ других учеников (оригинальность), степень отличия от своих предыдущих работ.

Этапы организации работы классного руководителя

  1. Планирование. В планировании классный руководитель должен отразить диагностику одаренности и наметить задачи и формы работы с одаренными учащимися. Для успешной работы с одаренными детьми в учреждении образования должна быть создана системы диагностики одаренности учащихся. Уровень развития личностных качеств можно определить на основе сравнения результатов их диагностики в начале и в конце учебного года по следующим параметрам: воображение, самобытность, чувство новизны, интуиция, вдохновлённость, инициативность, придумывание, педагогическое творчество, целеполагание, целеустремлённость, работоспособность, рефлексия и самооценка. Исследовать можно различные виды одарённости, но классному руководителю удобнее всего будет рассматривать социальную (шкалы социальной компетенции, шкалы социальной зрелости, тесты на выявление лидерских способностей), духовную (высокие моральные качества, альтруизм), творческую (музыка, живопись, театр и т.д.), практическую (знание своих слабых и сильных сторон и способность использовать это знание).
  2. Привлечение к деятельности классного руководителя социально-психологической службы. Педагог-психолог проводит психологическую диагностику, в процессе которой у каждого учащегося выявляется: отношение к себе, другу, учителю, родителям; вид деятельности (управленец, исследователь и т.д.); темперамент и восприятие; стимулы для мотивации; коммуникативность; мотивы поведения (агрессивный, заботливый и т.д.). Данная диагностика поможет найти индивидуальный подход в работе с детьми. Диагностика проводится через наблюдение, тестирование, анализ продукции. Социальный педагог через беседы и их анализ также рекомендует классному руководителю, в каком направлении работать с тем или иным ребёнком.
  3. Соответствие программы деятельности классного руководителя специфике школы. Одна из задач любого учреждения образования – создание условий для развития детей с различным уровнем интеллектуальных способностей, с учётом склонностей и интересов ученика. Исходя из школьных локальных актов (Устав, Концепция воспитательной системы и др.) классные руководители строят свою работу в классе, используя определённые методы и формы.

Формы и методы работы с одаренными детьми. Методы и формы работы с одаренными учащимися, прежде всего, должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школ и в то же время отличаться определенным своеобразием. Могут использоваться «мозговые штурмы» во всех вариантах, ролевые тренинги, развитие исследовательских умений и художественной активности в форме научно-практической работы или творческих зачетов и т.п. Важным фактором, влияющим на развитие одаренных школьников и на выявление скрытых одаренности и способностей, является система внеклассной воспитательной работы в школе. Среди форм и методов внеурочной работы широкими возможностями выявления и развития одаренных учащихся обладают различные факультативы, объединения дополнительного образования, конкурсы, интеллектуальный марафон, привлечение школьников к участию в самых различных олимпиадах и конкурсах вне школы и, разумеется, исследовательская работа учащихся. Классный руководитель должен побуждает ребят к самостоятельной работе, ориентирующей на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, постепенное проявление той цели, для достижения которой дети прилагают столько духовных, интеллектуальных и физических усилий. Взаимодействие классного руководителя с одаренным ребенком должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи и поддержки. Создать в классном коллективе условия для развития индивидуальных способностей каждого ученика реально. И продуктивней всего строить свою работу с обучающимися по принципу «в каждом есть потенциал».