ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ
РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
«Мой ребенок – младший школьник»
для родителей учащихся I-IV классов
№ |
Тема занятий, перечень изучаемых вопросов |
Сроки проведения |
Форма проведения |
Ответственные |
1 |
1-е классы |
|||
1.1 |
Тема 1. Адаптация учащихся в 1 классе. Физиологическая, психологическая и социальная адаптация обучающихся к школе. Причины социально-психологи-ческой дезадаптации. Помощь ребёнку в адаптации к школе. |
октябрь |
лекция |
Подгайская Т.С., учитель начальных классов |
1.2 |
Тема 2. Режим дня школьника. Соблюдение санитарно-гигиенических норм. Организация режима дня школьника. Воспитание самостоятельности и организованности у первоклассника. |
декабрь |
беседа |
Сивакова М.С., учитель начальных классов |
1.3 |
Тема 3. Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка. Ценности, традиции и обычаи семьи. Значение примера родителей в воспитании ребёнка. Значение семейных традиций в формировании у ребёнка желания трудиться. |
март |
круглый стол |
Подгайская Т.С., учитель начальных классов |
1.4 |
Тема 4. Положительные эмоции в жизни школьника. Эмоции в нашей жизни. Значение эмоционально-чувственной сферы для формирования полноценной личности. Рекомендации родителям по развитию положительных эмоций ребёнка. |
май |
семинар-практикум |
Сивакова М.С., учителя начальных классов |
2 |
2-е классы |
|||
2.1 |
Тема 1. Как родители могут помочь ребенку учиться. Соблюдение режима дня – важное условие успешной учёбы ребёнка. Контроль родителей за выполнением домашних заданий школьников. Типичные ошибки родителей в организации учебного труда ребёнка. |
октябрь |
беседа |
Запольская Е.С. учитель начальных классов |
2.2 |
Тема 2. Главные правила здорового образа жизни. Здоровье школьника и его успехи в учёбе. Формирование здорового образа жизни учащихся младших классов. Основные правила здорового образа жизни: рациональное питание, двигательная активность, положительные эмоции. Роль семьи в физическом воспитании детей. Кодекс семейного здоровья. |
декабрь |
семинар |
Веселова Т.М., учитель начальных классов |
2.3 |
Тема 3. Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка. Семейное благополучие и семейное неблагополучие. Факторы, причины и индикаторы семейного неблагополучия. Семьи со скрытой формой неблагополучия.Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности и психическое здоровье ребёнка. |
март |
семинар |
Варушенко Н.Л., учитель начальных классов |
2.4 |
Тема 4. Трудовое воспитание детей в семье. Воспитание в труде. Роль семьи в развитии работоспособности ученика. Как на-учить современного ребёнка трудиться. |
май |
круглый стол |
Запольская Е.С., Веселова Т.М., Варушенко Н.Л., учитель начальных классов |
3 |
3-е классы |
|||
3.1 |
Тема 1. Значение школьной отметки в жизни ребёнка. Отметка и оценка знаний учащихся. Критерии оценки. Влияние оценки на самооценку учащихся. Рекомендации родителям по формированию у ребёнка навыков самоконтроля, умения работать самостоятельно, воспитания интереса к знаниям. |
октябрь |
семинар |
Денисенко О.Н., учитель начальных классов |
3.2 |
Тема 2. Психологические и физиологические особенности третьеклассников. Специфика развития восприятия, внимания, памяти, мышления у младших школьников. Особенностимежличностного общения. Самооценка младших школьников. |
декабрь |
вебинар |
Хвощ Н.С., учитель начальных классов |
3.3 |
Тема 3. Здоровая семья – здоровый ребёнок. Формирование умений и навыков здорового образа жизни. Спорт в жизни родителей и детей. Основные правила здорового образа жизни. |
март |
дискуссия |
Денисенко О.Н., учитель начальных классов |
3.4 |
Тема 4. Эффективное общение в семье – залог успеха школьника. Сущность семейного общения. Семья как система межличностных взаимодействий. Общение как процесс взаимовлияния. Особенности семейного общения. Культура семейного общения. Влияние общения родителей с детьми на их полноценное развитие. Навыки эффективной коммуникации. Создание в семье атмосферы защищенности, тепла и любви. |
май |
семинар-практикум |
Хвощ Н.С., учитель начальных классов |
4 |
4-е классы |
|||
4.1 |
Тема 1. Как научить своего ребёнка жить в мире людей. Воспитание культуры поведения и уважения к людям у учащихся. Формирование правил поведения и хороших манер. Культура личности: культура внешности, общения, речи. Эффективное общение: основные составляющие. |
октябрь |
лекция |
Тимощенко С.А., учитель начальных классов |
4.2 |
Тема 2. Ребёнок и компьютер. Компьютер дома: польза или вред? Компьютерные игры.Влияние компьютера на организм и личность ребёнка. Плюсы и минусы использования компьютера школьником. Как правильно организовать работу школьника за компьютером. Сохранение здоровья ребёнка при работе за компьютером. |
декабрь |
семинар |
Короткая Е.М., учитель начальных классов |
4.3 |
Тема 3. Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классов. Познавательная рефлексия: способность осознать причины учебных неудач и успехов. Формирование произвольности познавательных процессов: внимания, памяти. Личностные особенности младших школьников. |
март |
семинар-практикум |
Тимощенко С.А., учитель начальных классов |
4.4 |
Тема 4. Книги в жизни школьника. Отношение ребёнка к учебной и художественной литературе. Как сохранить любовь к книге при информационной перегрузке в современном мире. |
май |
круглый стол |
Короткая Е.М., учитель начальных классов |
График консультаций
для родителей учащихся I-IV классов
Класс |
Темы консультаций для родителей |
Сроки проведения |
Ответственные |
1 |
Психологические особенности младших школьников. |
сентябрь |
Подгайская Т.С., Сивакова М.С., учителя начальных классов |
Развитие памяти и внимания младших школьников. |
ноябрь |
Подгайская Т.С., Сивакова М.С., учителя начальных классов |
|
Поощрение и наказание детей в семье. |
январь |
Подгайская Т.С., Сивакова М.С., учителя начальных классов |
|
Леворукий ребёнок в школе. |
апрель |
Подгайская Т.С., Сивакова М.С., учителя начальных классов |
|
2 |
Микроклимат в семье и воспитание ребёнка. |
сентябрь |
Варушенко Н.Л., Веселова Т.М., Запольская Е.С., учителя начальных классов |
Конфликтные ситуации в детско-родительских отношениях. |
ноябрь |
Варушенко Н.Л., Веселова Т.М., Запольская Е.С., учителя начальных классов |
|
Роль отца в воспитании ребёнка. |
январь |
Варушенко Н.Л., Веселова Т.М., Запольская Е.С., учителя начальных классов |
|
Семейные традиции и ценности в воспитании детей. |
апрель |
Варушенко Н.Л., Веселова Т.М., Запольская Е.С., учителя начальных классов |
|
3 |
Психологические причины неуспеваемости школьников и их предупреждение. |
сентябрь |
Денисенко О.Н. Хвощ Н.С., учителя начальных классов |
Как выявить и развить способности детей? |
ноябрь |
Денисенко О.Н. Хвощ Н.С., учителя начальных классов |
|
Как привить ребёнку любовь к чтению? |
январь |
Денисенко О.Н. Хвощ Н.С., учителя начальных классов |
|
Конфликтные ситуации между родителем и ребёнком: как услышать ребёнка? |
апрель |
Денисенко О.Н. Хвощ Н.С., учителя начальных классов |
|
4 |
Как помочь ребёнку правильно распределить свое время? |
сентябрь |
Тимощенко С.А. Короткая Е.М., учителя начальных классов |
Неуспешный ученик: причины и способы решения проблем. |
ноябрь |
Тимощенко С.А. Короткая Е.М., учителя начальных классов |
|
Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребёнка. |
январь |
Тимощенко С.А. Короткая Е.М., учителя начальных классов |
|
Организация свободного времени детей в период летних каникул. |
апрель |
Тимощенко С.А. Короткая Е.М., учителя начальных классов |
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ
РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
«Мой ребёнок – подросток»
для родителей учащихся V-IX классов
№ |
Название темы занятий, перечень изучаемых вопросов |
Сроки проведения |
Форма проведения |
Ответственные |
1 |
5-е классы |
|||
1.1 |
Тема 1. Адаптация ребёнка в новом коллективе. Формирование нового учебного коллектива 5 класса. Адаптация ребёнка в новой среде. Трудности адаптации пятиклассников к школе. |
октябрь |
семинар |
Грищенкова Е.Н., учитель английского языка
|
1.2 |
Тема 2. Ребёнок среди сверстников Детский коллектив и его значение в раз-витии личности школьника. Потребности ребёнка в признании и самореализации. Проблемы лидерства. Развитие способности к сотрудничеству как пред-посылка успешности в жизни. Как помочь ребёнку в налаживании отношений со сверстниками. |
декабрь |
семинар-практикум |
Козлова Т.В., учитель английского языка |
1.3 |
Тема 3. Ваш ребёнок вырос. Особенности младшего подросткового возраста. Физическое, психическое и социальное развитие младших подростков. Общение подростков со сверстниками и взрослыми. Трудности и риски младшего подросткового возраста. |
март |
вебинар |
Грищенкова Е.Н., учитель английского языка |
1.4 |
Тема 4. Меры наказания и поощрения в современной семье. Вопросы дисциплины в семье с младшими подростками. Почему не работают привычные методы воспитания. Как стать подростку другом без потери родительского авторитета. |
май |
круглый стол |
Козлова Т.В., учитель английского языка |
2 |
6-е классы |
|||
2.1 |
Тема 1. Семья как персональная микросреда жизни и развития ребёнка. Нравственные и культурные ценности семьи. Ребёнок и удовлетворение его потребностей в семье. Психолого-педагогичес-кие факторы развития и воспитания ребёнка в семье. Типы семейного воспитания и их характеристика. Гармоничное семейное воспитание, его основные характеристики.Проблемы нравственного воспитания детей в семье. Нравственные традиции и обычаи. Ценности семьи как основа воспитания ребёнка. |
октябрь |
вебинар |
Осипова Л.М., учитель математики |
2.2 |
Тема 2. Профилактика проблемного поведения подростков. Отклоняющееся поведение подростков. Формы аддиктивного (зависимого) поведения подростков (курение, алкоголизм, наркомания и др.). Причины зависимого поведения. Профилактика зависимостей в подростковой среде. Роль родителей в предупреждении отклоняющегося поведения подростков. |
декабрь |
круглый стол |
Грунтова О.М., учитель химии |
2.3 |
Тема 3. Безопасность подростков в сети Интернет. Виртуальная реальность: возможности и опасности. Основные правила медиабезопасности для родителей и подростков. Профилактика интернет-рисков. Как уберечь ребёнка от опасностей в социальных сетях. |
март |
форум |
Осипова Л.М., учитель математики |
2.4 |
Тема 4. Организация летнего отдыха подростков. Правила безопасного поведения летом. Опасности свободного времяпровождения подростков. Оказание первой медицинской помощи. Рекомендации родителям по обеспечению безопасности детей в летний период. |
май |
лекция |
Грунтова О.М., учитель химии |
3 |
7-е классы |
|||
3.1 |
Тема 1. Психологические и физиологические особенности семиклассников. Возрастные особенности 13-14-летних подростков. Специфика развития внимания, памяти, мышления. Половое созревание. Здоровье школьника и его успехи в учёбе. |
октябрь |
беседа |
Добатовкина А.А., учитель английского языка |
3.2 |
Тема 2. Профилактика правонарушений подростков. Противоправное поведение несовершеннолетних. Факторы и причины правонарушений. Подростки «группы риска». |
декабрь |
круглый стол |
Побегайло В.В., учитель русского языка и литературы |
3.3 |
Тема 3. Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста Жизнь семьи с ребёнком-подростком: борьба принципов или поиски компромиссов. Психологический климат в семье.Родительский авторитет. Как его приобрести и как не потерять. Правила взаимодействия с подростком. |
март |
семинар-практикум |
Добатовкина А.А., учитель английского языка |
3.4 |
Тема 4. Как повысить учебную мотивацию подростков. Отношение подростков к обучению. По-теря интереса к учёбе у подростков – что делать и как избежать. Причины снижения учебной мотивации в подростковом возрасте. Как заинтересовать подростка обучением? Мотивация на успех. |
май |
семинар-практикум |
Побегайло В.В., учитель русского языка и литературы |
4 |
8-е классы |
|||
4.1 |
Тема 1. Жизненные цели подростков. Цели подросткового периода. Постановка целей и их достижение.Успеваемость в школе как один из факторов успешного достижения целей. |
октябрь |
лекция |
Дименкова И.В., учитель белорусского языка и литературы |
4.2 |
Тема 2. Как уберечь подростка от насилия. Насилие и безопасность наших детей. Виды насилия. Анализ проблемных ситуаций. Профилактика основных рисков. Особенности виктимного поведения (поведения «жертвы»). |
декабрь |
вебинар |
Колядко С.С., учитель русского языка и литературы |
4.3 |
Тема 3. Осторожно: суицид. Суицид среди несовершеннолетних. Виды и причины. Мотивы суицидального поведения у подростков. Индикаторы суицидального риска.Профилактика суицидального поведения. |
март |
вебинар |
Котович Ю.С., учитель географии |
4.4 |
Тема 4. Культура поведения в конфликтных ситуациях. Понятие «конфликт». Супружеские ссоры и конфликты. Развод как психотравмирующий фактор. Последствия развода для супругов и детей.Семейные конфликты «родители-дети», причины их возникновения. Стратегии поведения в конфликте, способы преодоления и профилактика детско-родительских конфликтов.Школьные конфликты. Культура поведения взрослых и детей при возникновении школьных конфликтов. |
май |
круглый стол |
Дименкова И.В., учитель белорусского языка и литературы,
Колядко С.С., учитель русского языка и литературы,
Котович Ю.С., учитель географии
|
5 |
9-е классы |
|||
5.1 |
Тема 1. Портрет современного подростка. Индивидуальные особенности подростка и характерные возрастные черты. Ключевые переживания возраста. Личностные особенности и особенности общения. Возможные проблемы, внешние и внутренние конфликты, отношение к учёбе. |
октябрь |
лекция |
Подставленко С.В., учитель белорусского языка и литературы |
5.2 |
Тема 2. Агрессия, её причины и последствия. Формы агрессивного поведения подростков. Причины агрессивности и ее влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми.Возможные способы преодоления агрессивности в поведении подростка. Рекомендации для родителей по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростка. |
декабрь |
семинар |
Савлукова Л.А., учитель физики |
5.3 |
Тема 3. Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять. Подростковый возраст как фактор риска для возникновения вредных привычек и зависимостей. Формирование у подростков потребности в здоровом образе жизни, ответственности за своё здоровье. Профилактика вредных привычек. |
февраль |
веб-форум |
Подставленко С.В., учитель белорусского языка и литературы |
График консультаций
для родителей учащихся V-IX классов
Класс |
Темы консультаций для родителей |
Сроки проведения |
Ответственные |
5
|
Психологические особенности младших подростков |
сентябрь |
Грищенкова Е.Н., учитель английского языка Козлова Т.В., учитель английского языка |
Межличностное общение подростков |
ноябрь |
Грищенкова Е.Н., учитель английского языка Козлова Т.В., учитель английского языка |
|
Компьютерные игры: польза или вред? |
январь |
Грищенкова Е.Н., учитель английского языка Козлова Т.В., учитель английского языка |
|
Ответственность родителей за воспитание детей |
апрель |
Грищенкова Е.Н., учитель английского языка Козлова Т.В., учитель английского языка |
|
6
|
Школьные конфликты |
сентябрь |
Осипова Л.М., учитель математики Грунтова О.М., учитель химии |
Трудности переходного возраста |
ноябрь |
Осипова Л.М., учитель математики Грунтова О.М., учитель химии |
|
Как предупредить употребление подростками психоактивных веществ? |
январь |
Осипова Л.М., учитель математики Грунтова О.М., учитель химии |
|
Мальчики и девочки: как строить взаимоотношения? |
апрель |
Осипова Л.М., учитель математики Грунтова О.М., учитель химии |
|
7 |
Подростковый возраст: проблемы полового созревания |
сентябрь |
Добатовкина А.А., учитель английского языка Побегайло В.В., учитель русского языка и литературы |
Любовь и дружба в подростковом возрасте |
ноябрь |
Добатовкина А.А., учитель английского языка Побегайло В.В., учитель русского языка и литературы |
|
Подростки в социальных сетях: безопасное поведение |
январь |
Добатовкина А.А., учитель английского языка, Побегайло В.В., учитель русского языка и литературы |
|
Как услышать ребёнка, пока он не стал «трудным»? |
апрель |
Добатовкина А.А., учитель английского языка , Побегайло В.В., учитель русского языка и литературы |
|
8 |
Конфликты с подростком: как вести себя в конфликтных ситуациях? |
сентябрь |
Дименкова И.В., учитель белорусского языка и литературы Колядко С.С., учитель русского языка и литературы Котович Ю.С., учитель географии |
Подросток в социальных сетях: что делать? |
ноябрь |
Дименкова И.В., учитель белорусского языка и литературы Колядко С.С., учитель русского языка и литературы Котович Ю.С., учитель географии |
|
Как научить подростка быть ответственным за свои поступки? |
январь |
Дименкова И.В., учитель белорусского языка и литературы Колядко С.С., учитель русского языка и литературы Котович Ю.С., учитель географии |
|
Отношения между мальчиками и девочками: проблемы полового воспитания |
апрель |
Дименкова И.В., учитель белорусского языка и литературы Колядко С.С., учитель русского языка и литературы Котович Ю.С., учитель географии |
|
9 |
Формирование правосознания и ответственности подростка за свои поступки. Самооценка поведения |
сентябрь |
Подставленко С.В., учитель белорусского языка и литературы |
Как помочь подростку в выборе профессии? |
ноябрь |
Подставленко С.В., учитель белорусского языка и литературы |
|
Интернет-зависимость: пути преодоления |
январь |
Подставленко С.В., учитель белорусского языка и литературы |
|
Как научить детей распоряжаться деньгами? |
апрель |
Подставленко С.В., учитель белорусского языка и литературы |
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ
РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
«Мой ребёнок – старшеклассник»
для родителей учащихся X-XI классов
№ |
Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов |
Сроки проведения |
Форма проведения |
Ответственные |
1 |
10 класс |
|||
1.1 |
Тема 1. Здоровье - это жизнь. Факторы риска для здоровья современной молодёжи. Проблема здорового питания. Увлечение диетами.Гиподинамия. Стресс и его влияние на здоровье. Вредные привычки. Режим дня |
октябрь |
беседа |
Жук С.И., учитель биологии |
1.2 |
Тема 2. Первая любовь в жизни вашего ребёнка. Особенности юношеской любви. Культура поведения влюблённых. Как помочь, не навредить взрослеющему ребёнку |
декабрь |
вебинар |
Жук С.И., учитель биологии |
1.3 |
Тема 3. Роль семьи в формировании репродуктивного здоровья юношей и девушек. Репродуктивное здоровье юношей и девушек, факторы риска. Условия сохранения репродуктивного здоровья. Любовь и сексуальные отношения.Незапланированная беременность и аборт. Профилактика заболеваний, передающихся половым путём.Стиль жизни и репродуктивное здоровье молодёжи. Влияние семейного воспитания на формирование ценности репродуктивного здоровья |
март |
вебинар |
Жук С.И., учитель биологии |
1.4 |
Тема 4. Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе? Влияние застенчивости и неуверенности на учебные успехи старшеклассника. Пути преодоления застенчивости и неуверенности старшеклассника. |
май |
вебинар |
Жук С.И., учитель биологии |
2 |
11 класс |
|||
2.1 |
Тема 1. Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении? Определение профессиональных склонностей и способностей. Факторы, влия-ющие на выбор профессии. Роль родителей в в самоопределении старшеклас-сника. Профессиональные династии. |
октябрь |
семинар-практикум |
Богачёва В.И., учитель английского языка |
2.2 |
Тема 2. Как уберечь ребенка от зависимостей? Зависимое поведение, его причины, факторы риска. Формирование зависимости. Виды угроз, представляющих опасность для жизни, физического, психического и нравственного здоровья и полноценного развития старшеклассника. Интернет-зависимость. Пути профилактики и преодоления. |
декабрь |
Семинар |
Богачёва В.И., учитель английского языка |
2.3 |
Тема 3. Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни. Воспитание старшеклассника как будущего семьянина. Формирование осознанного отношения к вступлению в брак и будущей семейной жизни. Формирование ценностного отношения к родительству, рождению и воспитанию детей.Роль семейных взаимоотношений и традиций в подготовке старшеклассников к семейной жизни |
март |
круглый стол |
Богачёва В.И., учитель английского языка |
2.4 |
Тема 4. Как помочь ребёнку в период подготовки к экзаменам? Профилактика экзаменационного стресса. Факторы, усиливающие и снижающие тревогу. Как помочь старшекласснику справиться с тревогой (мнемотехники, приемы концентрации внимания и приемы расслабления в стрессовой ситуации).Сотрудничество родителей и педагогов в период подготовки старшеклассников к экзаменам. Помощь в подготовке к экзаменам: правила для родителей. Режим учебного труда и отдыха в экзаменационный период |
май |
вебинар |
Богачёва В.И., учитель английского языка |
График консультаций
для родителей учащихся X-IX классов
Класс |
Темы консультаций для родителей |
Сроки проведения |
Ответственные |
10 |
Воспитание нравственного идеала, духовного мира старшеклассников |
Сентябрь |
Жук С.И., учитель биологии |
Кем быть и каким быть? |
Ноябрь |
Жук С.И., учитель биологии |
|
Особенности здоровья и физического развития десятиклассника |
Январь |
Жук С.И., учитель биологии |
|
Режим учебного и физического труда, личная гигиена |
Апрель |
Жук С.И., учитель биологии |
|
11 |
Закон и ответственность несовершеннолетних |
Сентябрь |
Богачёва В.И., учитель английского языка |
Формирование здорового образа жизни |
Ноябрь |
Богачёва В.И., учитель английского языка |
|
Физическое совершенство, готовность старшеклассников к труду, военной службе |
Январь |
Богачёва В.И., учитель английского языка |
|
Самореализация личности |
Апрель |
Богачёва В.И., учитель английского языка |