План проведения родительского университета

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ
РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
 «Мой ребенок – младший школьник»
для родителей учащихся I-IV классов 

Тема занятий,

перечень изучаемых вопросов

Сроки

проведения

Форма

проведения

Ответственные

1

1-е классы

1.1

Тема 1. Адаптация учащихся в 1 классе.

Физиологическая, психологическая и социальная адаптация обучающихся к школе. Причины социально-психологи-ческой дезадаптации. Помощь ребёнку в адаптации к школе.

октябрь

лекция

Подгайская Т.С., учитель начальных классов

1.2

Тема 2. Режим дня школьника.

Соблюдение санитарно-гигиенических норм. Организация режима дня школьника. Воспитание самостоятельности и организованности у первоклассника.

декабрь

беседа

Сивакова М.С., учитель начальных классов

1.3

Тема 3. Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка.

Ценности, традиции и обычаи семьи. Значение примера родителей в воспитании ребёнка. Значение семейных традиций в формировании у ребёнка желания трудиться.

март

круглый стол

Подгайская Т.С., учитель начальных классов

1.4

Тема 4. Положительные эмоции в жизни школьника.

Эмоции в нашей жизни. Значение эмоционально-чувственной сферы для формирования полноценной личности. Рекомендации родителям по развитию положительных эмоций ребёнка.

май

семинар-практикум

Сивакова М.С., учителя начальных классов

2

2-е классы 

2.1

Тема 1. Как родители могут помочь ребенку учиться.

Соблюдение режима дня – важное условие успешной учёбы ребёнка. Контроль родителей за выполнением домашних заданий школьников. Типичные ошибки родителей в организации учебного труда ребёнка.

октябрь

беседа

Запольская Е.С. учитель начальных классов

2.2

Тема 2. Главные правила здорового образа жизни.

Здоровье школьника и его успехи в учёбе. Формирование здорового образа жизни учащихся младших классов. Основные правила здорового образа жизни: рациональное питание, двигательная активность, положительные эмоции. Роль семьи в физическом воспитании детей. Кодекс семейного здоровья.

декабрь

семинар

Веселова Т.М.,

учитель начальных классов

2.3

Тема 3. Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка.

Семейное благополучие и семейное неблагополучие. Факторы, причины и индикаторы семейного неблагополучия. Семьи со скрытой формой неблагополучия.Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности и психическое здоровье ребёнка.

март

семинар

Варушенко Н.Л., учитель начальных классов

2.4

Тема 4. Трудовое воспитание детей в семье.

Воспитание в труде. Роль семьи в развитии работоспособности ученика. Как на-учить современного ребёнка трудиться.

май

круглый стол

Запольская Е.С., Веселова Т.М.,

Варушенко Н.Л.,

учитель начальных классов

3

3-е классы

3.1

Тема 1. Значение школьной отметки в жизни ребёнка.

Отметка и оценка знаний учащихся. Критерии оценки. Влияние оценки на самооценку учащихся. Рекомендации родителям по формированию у ребёнка навыков самоконтроля, умения работать самостоятельно, воспитания интереса к знаниям.

октябрь

семинар

Денисенко О.Н., учитель начальных классов

3.2

Тема 2. Психологические и физиологические особенности третьеклассников.

Специфика развития восприятия, внимания, памяти, мышления у младших школьников. Особенностимежличностного общения. Самооценка младших школьников.

декабрь

вебинар

Хвощ Н.С., учитель начальных классов

3.3

Тема 3. Здоровая семья – здоровый ребёнок.

Формирование умений и навыков здорового образа жизни. Спорт в жизни родителей и детей. Основные правила здорового образа жизни.

март

дискуссия

Денисенко О.Н., учитель начальных классов

3.4

Тема 4. Эффективное общение в семье – залог успеха школьника.

Сущность семейного общения. Семья как система межличностных взаимодействий. Общение как процесс взаимовлияния. Особенности семейного общения. Культура семейного общения. Влияние общения родителей с детьми на их полноценное развитие. Навыки эффективной коммуникации. Создание в семье атмосферы защищенности, тепла и любви.

май

семинар-практикум

Хвощ Н.С., учитель начальных классов

4

4-е классы

4.1

Тема 1. Как научить своего ребёнка жить в мире людей.

Воспитание культуры поведения и уважения к людям у учащихся. Формирование правил поведения и хороших манер. Культура личности: культура внешности, общения, речи. Эффективное общение: основные составляющие.

октябрь

лекция

Тимощенко С.А., учитель начальных классов

4.2

Тема 2. Ребёнок и компьютер.

Компьютер дома: польза или вред? Компьютерные игры.Влияние компьютера на организм и личность ребёнка. Плюсы и минусы использования компьютера школьником. Как правильно организовать работу школьника за компьютером. Сохранение здоровья ребёнка при работе за компьютером.

декабрь

семинар

Короткая Е.М., учитель начальных классов

4.3

Тема 3. Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классов.

Познавательная рефлексия: способность осознать причины учебных неудач и успехов. Формирование произвольности познавательных процессов: внимания, памяти. Личностные особенности младших школьников.

март

семинар-практикум

Тимощенко С.А., учитель начальных классов

4.4

Тема 4. Книги в жизни школьника.

Отношение ребёнка к учебной и художественной литературе. Как сохранить любовь к книге при информационной перегрузке в современном мире.

май

круглый стол

Короткая Е.М., учитель начальных классов

 

График консультаций 
для родителей учащихся I-IV классов 

Класс

Темы консультаций для родителей

Сроки

проведения

Ответственные

1

Психологические особенности младших школьников.

сентябрь

Подгайская Т.С., Сивакова М.С.,

учителя начальных классов

Развитие памяти и внимания младших школьников.

ноябрь

Подгайская Т.С., Сивакова М.С.,

учителя начальных классов

Поощрение и наказание детей в семье.

январь

Подгайская Т.С., Сивакова М.С.,

учителя начальных классов

Леворукий ребёнок в школе.

апрель

Подгайская Т.С., Сивакова М.С.,

учителя начальных классов

2

Микроклимат в семье и воспитание ребёнка.

сентябрь

Варушенко Н.Л., Веселова Т.М., Запольская Е.С., учителя начальных классов

Конфликтные ситуации в детско-родительских отношениях.

ноябрь

Варушенко Н.Л., Веселова Т.М., Запольская Е.С., учителя начальных классов

Роль отца в воспитании ребёнка.

январь

Варушенко Н.Л., Веселова Т.М., Запольская Е.С., учителя начальных классов

Семейные традиции и  ценности в воспитании детей.

апрель

Варушенко Н.Л., Веселова Т.М., Запольская Е.С., учителя начальных классов

3

Психологические причины неуспеваемости школьников и их предупреждение.

сентябрь

Денисенко О.Н.

Хвощ Н.С., учителя начальных классов

Как выявить и развить способности детей?

ноябрь

Денисенко О.Н.

Хвощ Н.С., учителя начальных классов

Как привить ребёнку любовь к чтению?

январь

Денисенко О.Н.

Хвощ Н.С., учителя начальных классов

Конфликтные ситуации между родителем и ребёнком: как услышать ребёнка?

апрель

Денисенко О.Н.

Хвощ Н.С., учителя начальных классов

4

Как помочь ребёнку правильно распределить свое время?

сентябрь

Тимощенко С.А.

Короткая Е.М., учителя начальных классов

Неуспешный ученик: причины и способы решения проблем.

ноябрь

Тимощенко С.А.

Короткая Е.М., учителя начальных классов

Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребёнка.

январь

Тимощенко С.А.

Короткая Е.М., учителя начальных классов

Организация свободного времени детей в период летних каникул.

апрель

Тимощенко С.А.

Короткая Е.М., учителя начальных классов

  

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ
РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
 «Мой ребёнок – подросток»
для родителей учащихся V-IX классов 

Название темы занятий,

перечень изучаемых вопросов

Сроки

проведения

Форма

проведения

Ответственные

1

5-е классы 

1.1

Тема 1. Адаптация ребёнка в новом коллективе.

Формирование нового учебного коллектива 5 класса. Адаптация ребёнка в новой среде. Трудности адаптации пятиклассников к школе.

октябрь

семинар

Грищенкова Е.Н., учитель английского языка

 

1.2

Тема 2. Ребёнок среди сверстников

Детский коллектив и его значение в раз-витии личности школьника. Потребности ребёнка в признании и самореализации. Проблемы лидерства. Развитие способности к сотрудничеству как пред-посылка успешности в жизни. Как помочь ребёнку в налаживании отношений со сверстниками.

декабрь

семинар-практикум

Козлова Т.В., учитель английского языка

1.3

Тема 3. Ваш ребёнок вырос.

Особенности младшего подросткового возраста. Физическое, психическое и социальное развитие младших подростков. Общение подростков со сверстниками и взрослыми. Трудности и риски младшего подросткового возраста.

март

вебинар

Грищенкова Е.Н., учитель английского языка
Осипова Л.М., учитель математики

1.4

Тема 4. Меры наказания и поощрения в современной семье.

Вопросы дисциплины в семье с младшими подростками. Почему не работают привычные методы воспитания. Как стать подростку другом без потери родительского авторитета.

май

круглый

стол

Козлова Т.В., учитель английского языка

2

6-е классы 

2.1

Тема 1. Семья как персональная микросреда жизни и развития ребёнка. Нравственные и культурные ценности семьи.

Ребёнок и удовлетворение его потребностей в семье. Психолого-педагогичес-кие факторы развития и воспитания ребёнка в семье. Типы семейного воспитания и их характеристика. Гармоничное семейное воспитание, его основные характеристики.Проблемы нравственного воспитания детей в семье. Нравственные традиции и обычаи. Ценности семьи как основа воспитания ребёнка.

октябрь

вебинар

Осипова Л.М., учитель математики

2.2

Тема 2. Профилактика проблемного поведения подростков.

Отклоняющееся поведение подростков. Формы аддиктивного (зависимого) поведения подростков (курение, алкоголизм, наркомания и др.). Причины зависимого поведения. Профилактика зависимостей в подростковой среде. Роль родителей в предупреждении отклоняющегося поведения подростков.

декабрь

круглый стол

Грунтова О.М., учитель химии

2.3

Тема 3. Безопасность подростков в сети Интернет.

Виртуальная реальность: возможности и опасности. Основные правила медиабезопасности для родителей и подростков. Профилактика интернет-рисков. Как уберечь ребёнка от опасностей в социальных сетях.

март

форум

Осипова Л.М., учитель математики

2.4

Тема 4. Организация летнего отдыха подростков.

Правила безопасного поведения летом. Опасности свободного времяпровождения подростков. Оказание первой медицинской помощи. Рекомендации родителям по обеспечению безопасности детей в летний период.

май

лекция

Грунтова О.М., учитель химии

3

7-е классы 

3.1

Тема 1. Психологические и физиологические особенности семиклассников.

Возрастные особенности 13-14-летних подростков. Специфика развития внимания, памяти, мышления. Половое созревание. Здоровье школьника и его успехи в учёбе.

октябрь

беседа

Добатовкина А.А., учитель английского языка

3.2

Тема 2. Профилактика правонарушений подростков.

Противоправное поведение несовершеннолетних. Факторы и причины правонарушений. Подростки «группы риска».

декабрь

круглый стол

Побегайло В.В., учитель русского языка и литературы

3.3

Тема 3. Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста

Жизнь семьи с ребёнком-подростком: борьба принципов или поиски компромиссов. Психологический климат в семье.Родительский авторитет. Как его приобрести и как не потерять. Правила взаимодействия с подростком.

март

 семинар-практикум

Добатовкина А.А., учитель английского языка

3.4

Тема 4. Как повысить учебную мотивацию подростков.

Отношение подростков к обучению. По-теря интереса к учёбе у подростков – что делать и как избежать. Причины снижения учебной мотивации в подростковом возрасте. Как заинтересовать подростка обучением? Мотивация на успех.

май

семинар-практикум

Побегайло В.В., учитель русского языка и литературы

4

8-е классы 

4.1

Тема 1. Жизненные цели подростков.

Цели подросткового периода. Постановка целей и их достижение.Успеваемость в школе как один из факторов успешного достижения целей.

октябрь

лекция

Дименкова И.В., учитель белорусского языка и литературы 

4.2

Тема 2. Как уберечь подростка от насилия.

Насилие и безопасность наших детей. Виды насилия. Анализ проблемных ситуаций. Профилактика основных рисков. Особенности виктимного поведения (поведения «жертвы»).

декабрь

вебинар

Колядко С.С., учитель русского языка и литературы 

4.3

Тема 3. Осторожно: суицид.

Суицид среди несовершеннолетних. Виды и причины. Мотивы суицидального поведения у подростков. Индикаторы суицидального риска.Профилактика суицидального поведения.

март

вебинар

Котович Ю.С., учитель географии

4.4

Тема 4. Культура поведения в конфликтных ситуациях.

Понятие «конфликт». Супружеские ссоры и конфликты. Развод как психотравмирующий фактор. Последствия развода для супругов и детей.Семейные конфликты «родители-дети», причины их возникновения. Стратегии поведения в конфликте, способы преодоления и профилактика детско-родительских конфликтов.Школьные конфликты. Культура поведения взрослых и детей при возникновении школьных конфликтов.

май

круглый стол

Дименкова И.В., учитель белорусского языка и литературы,

 

 Колядко С.С., учитель русского языка и литературы,

 

Котович Ю.С., учитель географии

 

5

9-е классы

5.1

Тема 1. Портрет современного подростка.

Индивидуальные особенности подростка и характерные возрастные черты. Ключевые переживания возраста. Личностные особенности и особенности общения. Возможные проблемы, внешние и внутренние конфликты, отношение к учёбе.

октябрь

лекция

Подставленко С.В., учитель белорусского языка и литературы

5.2

Тема 2. Агрессия, её причины и последствия.

Формы агрессивного поведения подростков. Причины агрессивности и ее влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми.Возможные способы преодоления агрессивности в поведении подростка. Рекомендации для родителей по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростка.

декабрь

семинар

Савлукова Л.А., учитель физики

5.3

Тема 3. Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять.

Подростковый возраст как фактор риска для возникновения вредных привычек и зависимостей. Формирование у подростков потребности в здоровом образе жизни, ответственности за своё здоровье. Профилактика вредных привычек.

февраль

веб-форум

Подставленко С.В., учитель белорусского языка и литературы

 

 График консультаций 
для родителей учащихся V-IX классов

Класс

Темы консультаций для родителей

Сроки

проведения

Ответственные

5

 

 

 

Психологические особенности младших подростков

сентябрь

Грищенкова Е.Н., учитель английского языка

Козлова Т.В., учитель английского языка

Межличностное общение подростков

ноябрь

Грищенкова Е.Н., учитель английского языка

Козлова Т.В., учитель английского языка

Компьютерные игры: польза или вред?

январь

Грищенкова Е.Н., учитель английского языка

Козлова Т.В., учитель английского языка

Ответственность родителей за воспитание детей

апрель

Грищенкова Е.Н., учитель английского языка

Козлова Т.В., учитель английского языка

6

 

 

 

Школьные конфликты

сентябрь

Осипова Л.М., учитель математики

Грунтова О.М., учитель химии

Трудности переходного возраста

ноябрь

Осипова Л.М., учитель математики

Грунтова О.М., учитель химии

Как предупредить употребление подростками психоактивных веществ?

январь

Осипова Л.М., учитель математики

Грунтова О.М., учитель химии

Мальчики и девочки: как строить взаимоотношения?

апрель

Осипова Л.М., учитель математики

Грунтова О.М., учитель химии

7

Подростковый возраст: проблемы полового созревания

сентябрь

Добатовкина А.А., учитель английского языка Побегайло В.В., учитель русского языка и литературы

Любовь и дружба в подростковом возрасте

ноябрь

Добатовкина А.А., учитель английского языка Побегайло В.В., учитель русского языка и литературы

Подростки в социальных сетях: безопасное поведение

январь

Добатовкина А.А., учитель английского языка, Побегайло В.В., учитель русского языка и литературы

Как услышать ребёнка, пока он не стал «трудным»?

апрель

Добатовкина А.А., учитель английского языка , Побегайло В.В., учитель русского языка и литературы

8

Конфликты с подростком: как вести себя в конфликтных ситуациях?

сентябрь

Дименкова И.В., учитель белорусского языка и литературы

Колядко С.С., учитель русского языка и литературы

Котович Ю.С., учитель географии

Подросток в социальных сетях: что делать?

ноябрь

Дименкова И.В., учитель белорусского языка и литературы

Колядко С.С., учитель русского языка и литературы

Котович Ю.С., учитель географии

Как научить подростка быть ответственным за свои поступки?

январь

Дименкова И.В., учитель белорусского языка и литературы

Колядко С.С., учитель русского языка и литературы

Котович Ю.С., учитель географии

Отношения между мальчиками и девочками: проблемы полового воспитания

апрель

Дименкова И.В., учитель белорусского языка и литературы

Колядко С.С., учитель русского языка и литературы

Котович Ю.С., учитель географии

9

Формирование правосознания и ответственности подростка за свои поступки. Самооценка поведения

сентябрь

Подставленко С.В., учитель белорусского языка и литературы 

Как помочь подростку в выборе профессии?

ноябрь

Подставленко С.В., учитель белорусского языка и литературы 

Интернет-зависимость: пути преодоления

январь

Подставленко С.В., учитель белорусского языка и литературы

Как научить детей распоряжаться деньгами?

апрель

Подставленко С.В., учитель белорусского языка и литературы 

 

 ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ
РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
«Мой ребёнок – старшеклассник»
для родителей учащихся X-XI классов 

Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов

Сроки

проведения

Форма

проведения

Ответственные

1

10 класс

1.1

Тема 1. Здоровье - это жизнь.

Факторы риска для здоровья современной молодёжи. Проблема здорового питания. Увлечение диетами.Гиподинамия. Стресс и его влияние на здоровье. Вредные привычки. Режим дня

октябрь

беседа

Жук С.И., учитель биологии

1.2

Тема 2. Первая любовь в жизни вашего ребёнка.

Особенности юношеской любви. Культура поведения влюблённых. Как помочь, не навредить взрослеющему ребёнку

декабрь

вебинар

Жук С.И., учитель биологии

1.3

Тема 3. Роль семьи в формировании репродуктивного здоровья юношей и девушек.

Репродуктивное здоровье юношей и девушек, факторы риска. Условия сохранения репродуктивного здоровья. Любовь и сексуальные отношения.Незапланированная беременность и аборт. Профилактика заболеваний, передающихся половым путём.Стиль жизни и репродуктивное здоровье молодёжи. Влияние семейного воспитания на формирование ценности репродуктивного здоровья

март

вебинар

Жук С.И., учитель биологии

1.4

Тема 4. Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе?

Влияние застенчивости и неуверенности на учебные успехи старшеклассника. Пути преодоления застенчивости и неуверенности старшеклассника.

май

вебинар

Жук С.И., учитель биологии

2

11 класс  

2.1

Тема 1. Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении?

Определение профессиональных склонностей и способностей. Факторы, влия-ющие на выбор профессии. Роль родителей в в самоопределении старшеклас-сника. Профессиональные династии.

октябрь

семинар-практикум

Богачёва В.И.,  учитель английского языка

2.2

Тема 2. Как уберечь ребенка от зависимостей?

Зависимое поведение, его причины, факторы риска. Формирование зависимости. Виды угроз, представляющих опасность для жизни, физического, психического и нравственного здоровья и полноценного развития старшеклассника. Интернет-зависимость. Пути профилактики и преодоления.

декабрь

Семинар

Богачёва В.И.,  учитель английского языка

2.3

Тема 3. Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни.

Воспитание старшеклассника как будущего семьянина. Формирование осознанного отношения к вступлению в брак и будущей семейной жизни. Формирование ценностного отношения к родительству, рождению и воспитанию детей.Роль семейных взаимоотношений и традиций в подготовке старшеклассников к семейной жизни

март

круглый стол

Богачёва В.И.,  учитель английского языка

2.4

Тема 4. Как помочь ребёнку в период подготовки к экзаменам?

Профилактика экзаменационного стресса. Факторы, усиливающие и снижающие тревогу. Как помочь старшекласснику справиться с тревогой (мнемотехники, приемы концентрации внимания и приемы расслабления в стрессовой ситуации).Сотрудничество родителей и педагогов в период подготовки старшеклассников к экзаменам. Помощь в подготовке к экзаменам: правила для родителей. Режим учебного труда и отдыха в экзаменационный период

май

вебинар

Богачёва В.И.,  учитель английского языка

 

График консультаций 

для родителей учащихся X-IX классов 

Класс

Темы консультаций для родителей

Сроки

проведения

Ответственные

10

Воспитание нравственного идеала, духовного мира старшеклассников

Сентябрь

Жук С.И., учитель биологии

Кем быть и каким быть?

Ноябрь

Жук С.И., учитель биологии

Особенности здоровья и физического развития десятиклассника

Январь

Жук С.И., учитель биологии

Режим учебного и физического труда, личная гигиена

Апрель

Жук С.И., учитель биологии

11

Закон и ответственность несовершеннолетних

Сентябрь

Богачёва В.И.,  учитель английского языка

Формирование здорового образа жизни

Ноябрь

Богачёва В.И.,  учитель английского языка

Физическое совершенство, готовность старшеклассников к труду, военной службе

Январь

Богачёва В.И.,  учитель английского языка

Самореализация личности

Апрель

Богачёва В.И.,  учитель английского языка