История, традиции, достижения учреждения образования

Средняя школа №23 г. Витебска (СШ № 23 г.Витебска) была открыта 01 сен­тября 1964 года на основании решения исполкома городского Совета депутатов трудящихся от 31 августа 1964 года №214. Школа находилась в Первомайском районе г. Витебска и подчинялась отделу народного образования исполнительного комитета Первомайского районного Совета депутатов трудящихся г. Витебска.

Первым директором школы был назначен Алексей Александрович Лугавцов (приказ №1 по СШ №23 г. Витебска от 10.07.1964 г.). Под его руководством школа готовилась к открытию. За это время была проведена большая работа по подготов­ке школы к приёму учащихся, набору педкадров и формированию коллектива. В августе 1964 года педагоги школы, работники Витебского комбината шелковых тканей, Витебского коврового комбината, фабрики им. КИМ освобождали здание от строительного мусора, устанавливали мебель. Трудились даже без зарплаты – на одном энтузиазме, так велико было желание начать учебный год в новой школе 01 сентября 1964 года. Большая помощь была оказана родителями и старшеклас­сниками близлежащих школ №8, 14, 18, 19, многие из которых стали учащимися школы №23.

Главными задачами учебно-воспитательной работы были:
- борьба с второгодничеством;
- помощь сельскому хозяйству;
- применение зачетной системы в обучении;
- повышение успеваемости и налаживание дисциплины.

15 декабря 1964 года директором школы был назначен Иван Андреевич Половинский, руководивший школой до 1979 года. За эти годы произошли важные события в общественно-политической жизни страны, нашедшие отражение и в ра­боте школы: 50-летие Советской власти; 100-летие со дня рождения В.И. Ленина; 50-летие ВЛКСМ; 50-летие БССР; 50-летие образования СССР; 50-летие пионер­ской организации им. В.И. Ленина; 1000-летие г. Витебска. Основными направле­ниями работы школы в эти годы были:
- поисковая деятельность по сбору материалов о Герое Советского Союза Н.И. Кузнецове;
- благоустройство школьной территории, стадиона;
- организация пятой трудовой четверти для старшеклассников в лагерях тру­да и отдыха и трудовых объединениях (ЛТО и ТОСы);
- идейно-политическое воспитание;
- художественное и эстетическое воспитание.

Пионерской дружине было присвоено имя Героя Советского Союза Н.И. Кузнецова, экспозиция о котором была открыта в музейной комнате школы в 1968 году. Успешно осуществился переход к всеобщему среднему образованию, посто­янно повышалось качество образования.

В соответствии с Конституцией СССР, принятой 07.10.1977 г., органами власти в стране стали Советы народных депутатов. Отдел народного образования стал называться отдел народного образования исполнительного комитета Перво­майского районного Совета народных депутатов, которому подчинялась средняя школа №23 г. Витебска.

С 1980 по 1984 год директором школы работала Ильякова Елизавета Нико­лаевна. На повестке каждого дня её работы были эффективность и качество учеб­но-воспитательного процесса. Основными формами работы были: Ленинский за­чет, Ленинские чтения, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и тру­да, дифференциация обучения. Для учащихся были организованы ЛТО и ТОСы, а пятая трудовая четверть позволяла тесно сотрудничать по профориентации с пред­приятиями города.

Под руководством директора Вржеща Виктора Леонидовича с 1984 по 1990 год коллектив школы работал по осуществлению реформы общеобразовательной школы. Свой отпечаток на жизнь и деятельность школы наложил и процесс пере­стройки. В духе нового времени решались и вопросы школьной жизни:

- усиление практической направленности содержания образования;

- поддерживание постоянных шефских связей с Витебским комбинатом шелковых тканей по профориентации учащихся и организации производственного обучения старшеклассников;

- преемственность в обучении между детскими садами №87, 47, 67, 75 мик­рорайона Марковщины и начальным звеном школы, начальным и средним звенья­ми школы;

- введение нового курса «Основы информатики и вычислительной техники»;

- активизация работы совета дружины пионерской организации, комитета комсомола первичной организации ВЛКСМ, учкома и совета школы;

- изучение методики работы с шестилетками;

внедрение новых методов обучения (начальная школа: метод И. Потаповой и С. Лысенковой по опережающему обучению и каллиграфии письма; педагогика сотрудничества; научный орган труда (НОТ); проблемное обучение);

- создание методсовета школы;

- переход начальных классов на «пятидневку».

В период демократизации и гласности общественной жизни школой руково­дил Сергей Петрович Никитин (с 1990 по 1995 г.). Главной целью работы школы было повышение эффективности учебно-воспитательного процесса, качества зна­ний, воспитание гармонично развитой личности. Был накоплен опыт работы в раз­ноуровневых классах, а в 1993 году открыты реальные 8-9 классы, в которых осу­ществлялась профессиональная подготовка мальчиков по курсу «резьба по дереву», девочек по курсу «швейное производство». Активизировалось сотрудничество с Домом пионеров Первомайского района. Был принят Устав школы. Коллективны­ми творческими делами были: 30-летний юбилей школы, создание этнографиче­ского уголка, слёт хорошистов и отличников. В практику работы школы внедря­лись: возрождение белорусских традиций, проведение конкурсов мастерства среди учителей, был организован постоянно действующий психолого-педагогический семинар.

С августа 1995 года по настоящее время директором школы работает Вален­тина Николаевна Климентионок.

На основании решения педагогического совета школы от 29.08.1997г. № 1 в 1997 году в школе были открыты профильные физико-математические и техноло­гические классы, а в 1998 году – экономические и гуманитарные. С 1998 года коллектив работал по авторской программе «Концепция школы делового человека», реализация которой была отражена в Программе развития школы на 2003-2008 гг.

Приоритетными направлениями работы школы являлись:

- развивающее личность обучение;

- формирование здорового образа жизни;

- вариативность программ, учебников, учебных курсов и профилей образо­вания;

- реабилитационная, коррекционная педагогика в классах всех типов и ви­дов;

- использование инновационных технологий;

- развитие системы воспитания и дополнительного образования.

Успешно реализовывались комплексно-целевые программы «Одаренные дети» и

«Воспитание в духе культуры мира». В школе были популярны заседания клуба «Под­росток», военно-спортивного клуба «Братишка», клуба юных пожарных, клуба родителей-единомышленников.

Учащиеся школы   были  постоянными участниками городских и районных конкурсов, смотров. Многие из них стали дипломантами конкурсов юных поэтов и композито­ров, фестивалей певческого и театрального искусства, английской песни, областно­го конкурса «Дзінь-дзінь, пралеска!» и др. Школьная команда КВН в составе уча­щихся школы Бородавкина Романа (капитан), Сорокина Сергея, Пожаровского Алексея, Валентинова Александра, Буланчикова Евгения, Полудеткина Андрея, Павленко Григория, Барановского Сергея неоднократно побеждала в районных конкурсах (2003, 2004, 2005 гг.), победила в областном конкурсе команд КВН в 2004 году, вошла в «Евролигу». Театральный коллектив учащихся школы занял 1 место в республиканском конкурсе «Школьный театр – 2003», был дипломантом последующих конкурсов театрального искусства. В музейной комнате школы была создана экспозиция, посвященная ветеранам пе­дагогического труда и лучшим выпускникам школы.

В 1997 году в районном конкурсе школ Первомайского района «День откры­тых дверей» школа заняла первое место, особенно была отмечена работа в номинации «Работа с родителями». В 1998 году коллектив школы занял первое место в конкурсе педагогического мастерства учителей Первомайского района. Учитель русского языка Ловейкина Светлана Евгеньевна была призером районного конкурса «Учитель года» в 1997 году, а учитель начальных классов Волкова Ольга Валерьевна победила в конкурсе «Учитель года» в Первомайском районе в 2004 году и заняла 5 место в областном конкурсе. Журнал «Шаг за шагом», выпускае­мый учащимися школы под руководством учителя начальных классов Ткаченко Зои Васильевны, был отмечен как лучший в 2004 году на конкурсе средств массо­вой информации Республики Беларусь. В республиканском конкурсе «Учительни­ца первая моя» в 2003 году учитель начальных классов Ткаченко Зоя Васильевна заняла второе место. Социальный педагог Гайдукова Наталья Алек­сандровна в 2001 году победила в конкурсе социальных педагогов Первомайского района г. Витебска.

В областном конкурсе школьных экотеатров  экотеатр школы был победителем в 2001 и 2003 гг.

Была начата целенаправленная работа по внедрению в практику работы принципов и методик системного анализа деятельности учителей, информационных технологий.